Navigation bar
  Print document Start Previous page
 148 of 205 
Next page End  

Осуществляется активный поиск в области композиционных, смысловых, изо-
бразительно-выразительных средств создания литературного произведения и
реализации его в издание. Особенно заметно это проявилось в развитии сатири-
ческой
журнальной периодики. Можно выделить два периода сатирических
журналов, каждый из которых имеет свои особенности редакторской подготов-
ки этих изданий. Первый период приходится на 1905-1906 год, второй - на 1910-
е годы. Остановимся на этих периодах.
В 1905-1906 годах общее число сатирических журналов, выходящих в стране,
достигало 400. Особенно широкой популярностью пользовались, например, та-
кие журналы, как "Зритель", "Пулемет", "Жупел", "Гвоздь", "Забияка", "Сиг-
нал". Многие из них приобрели невиданную до сих пор социально-
демократическую окраску.
Общими тенденциями
редакционно-издательской подготовки журналов стали
смелое вторжение в сферу так называемых "закрытых" тем, раскованность изда-
тельской и авторской позиций, введение в редакторскую практику новых лите-
ратурных приемов, позволяющих с разных сторон осмыслить саму природу ко-
мического. Пожалуй, впервые, как отмечают исследователи, в русском сатири-
ческом жанре того периода можно наблюдать сочетание сатирической и герои-
ческой тем (прежде всего как выражение политических пристрастий), достаточ-
но широко использовалась фольклорная традиция, близкая народному духу,
приемы русской народной сатирической сказки.
Продуманная редакторская позиция чувствуется уже в самом замысле издания,
в его направленности. Это определяло принципы отбора литературного мате-
риала, формы и методы его подачи, приемы художественного оформления жур-
нала. Отчетливо это видно, в частности, на примере
журнала "Пулемет", ре-
дактором, автором и издателем которого в одном лице выступал поэт, прозаик и
публицист
Н.Г. Шебуев. У него встречаются интересные приемы "монтажно-
го" построения карикатуры с острой подрисуночной подписью.
Так, на обложке первого номера журнала "Пулемет" было помещено изображе-
ние оратора с яростным лицом, снабженное всем понятной подписью "Долой!".
В конце же номера располагался рисунок, воспроизводивший текст "Манифеста
17 октября 1905 года" с отпечатком кровавой ладони. Подпись гласила: "К сему
листу генерал-майор Трепов руку приложил". Таким образом, редактор подчи-
нил общему замыслу все элементы оформления издания. Этот номер журнала
был конфискован "за оскорбление императорского величества и дерзостное не-
уважение к верховной власти" (Д.Ф. Трепов с 1905 года был генерал-
губернатором Петербурга), а редактор приговорен к году заключения в кре-
пость.
Разнообразные композиционные средства использовались редакторами и для
усиления эффекта от сочетания в едином целом иллюстрации и текста. Напри-
мер, в одном из номеров журнала "Зритель" (издатель Ю.К.
Арцыбушев) была
помещена карикатура на председателя кабинета министров графа С.Ю. Витте,
Hosted by uCoz