Navigation bar
  Print document Start Previous page
 105 of 366 
Next page End  

Внешне- и внутреннеорганизованная мотивация. Под внешнеорганизованной мотивацией я
понимаю такой процесс формирования человеком мотива, который происходит под значительным
влиянием извне (когда другие люди отдают приказы, распоряжения, советы). Внутреннеорганизованная
мотивация — это процесс формирования мотива, при котором человек исходит из имеющейся
потребности, без постороннего вмешательства в выбор цели и способы ее достижения (подробно об
этих видах мотивации говорится в моей книге «Мотивация и мотивы». — СПб.: Питер, 2000).
Ш. Берн отмечает, что «социальные стереотипы, касающиеся гендеров, могут вынудить нас
поверить, что по сравнению с мужчинами женщины — более конформны, легкоубеждаемы и
управляемы из-за своей зависимости и подчиненности (Eagly, Wood, 1985)» (2001, с. 112).
Действительно, в работе А. В. Визгиной и С. Р. Пантилеева (2001) показано, что при самоописаниях
склонность к подчинению рассматривается женщинами как социально желательная характеристика.
Считается, что в любом возрасте представители женского пола более склонны обращаться к
авторитетам в определении своей позиции (еще М. Н. Лапинский писал, что «Женский ум больше верит
самому авторитету, оставляя без внимания тот путь, которым он пришел к данному выводу» (1915, с.
83)), а при каких-либо затруднениях более склонны придерживаться установленных норм поведения, и
что в школе девочек легче заставить выполнить какие-либо поручения.
Как пишут Д. В. Колесов и Н. Б. Сельверова (1978), «для девочки достаточно сознания того, что
она действует так, как с нее спрашивают, лишь бы ей внушили, что в этом есть необходимость и смысл.
Мальчики же обязательно должны сами понять смысл и значение мероприятия: если они этого смысла
не обнаружат, то, как бы их ни убеждали, что "это нужно", активности не проявляют» (с. 27).
«Самостоятельность является символом успешности, могущества и состоятельности «марсиан»
(т. е. мужчин. — Е. И.).
Если женщины смогут понять данную особенность марсиан, это, безусловно, поможет им
понять, почему мужчины не любят, когда их поправляют или говорят им, что надо делать. Дать
мужчине совет, которого он не просил, равнозначно предположению того, что он не знает, что делать,
или не может справиться с этим самостоятельно. Это сильно задевает мужчин, потому что вопрос
состоятельности очень важен для них.
Поскольку марсианин справляется со своими проблемами самостоятельно, он крайне редко о них
говорит — лишь в тех случаях, когда ему необходим совет человека более опытного, чем он сам.
Марсианин совершенно логично обосновывает свое поведение: «Зачем я буду вмешивать в свое дело
кого-то еще, если смогу справиться с ним сам?» И остается наедине со своей проблемой, за
исключением тех случаев, когда ему нужна помощь в поиске решения. А просьба о помощи в тех
случаях, когда можно справиться самому, считается проявлением слабости» (Дж. Грей, 2001, с. 479).
Эта точка зрения господствовала до конца 70-х гг. XX в. вопреки тому, что 82 % исследований,
сравнивавших мужчин и женщин на предмет убеждаемости, и 74 % исследований, в которых искали
гендерные различия в конформности, никаких различий не обнаружили, пишет Ш. Берн, ссылаясь на
работы Игли с соавторами (Eagly, 1978; Eagly, Wood, 1985). Но действительно ли это так?
Известно, что лица женского пола более внушаемы, чем лица мужского пола (В. А. Петрик, 1977;
Л. Левенфельд, 1977, И. Ф. Манилов, 1997). Правда, как следует из данных А. И. Захарова (1998), это
наблюдается не во всех возрастных группах (рис. 6.3).
Hosted by uCoz