Navigation bar
  Print document Start Previous page
 106 of 366 
Next page End  

Рис. 6.3. Внушаемость лиц мужского и женского пола
Женщины более податливы к групповому давлению (более конформны), чем мужчины, о чем
подробно говорилось в разделе 6.1. По данным Э. С. Чугуновой (1974), у девушек по сравнению с
юношами наблюдается более частый выбор профессии по советам родных и знакомых.
Таким образом, мотивация лиц женского пола более внешнеорганизована, т. е. мотив легче
формируется под давлением извне, а мотивация лиц мужского пола — более внутреннеорганизована, т.
е. исходит из понимания смысла и личной значимости того, что надо делать.
Потребности. А. В. Ермолин (1996) выявил, что при объяснении поступка «потребности» чаще
называются лицами мужского пола, а «долженствование» — лицами женского пола. Это согласуется с
данными ряда авторов о том, что школьницы больше предрасположены к усвоению общественных норм
и требований.
В исследовании Ю. Е. Кочневой и О. А. Шибалиной (2000) выявлено, что мужчины
демонстрируют большую потребность в познании, чем женщины.
Мотив (потребность) достижений. Распространено мнение, что мужчины в большей степени,
чем женщины, придают значение победам, превосходству (Sidanius et al., 1994), у них выше
конкурентность (K. Bartol, D. Martin, 1986; S. Cross, L. Madson, 1997; E. Maccoby, C. Jacklin, 1978; G.
Powell, 1990), а у женщин мотив достижения ниже, чем у мужчин, и они не склонны строить в
отношении своей профессиональной карьеры далеко идущие планы. У ряда женщин, занятых в
традиционно женских сферах профессиональной деятельности (педагогика, социальная работа,
сестринское дело), как показали исследования американских психологов, это действительно имеет
место. Однако профессиональные планы женщин, занятых в сфере коммерции, юриспруденции и
медицины, оказались очень близки тем, которые строят в отношении своей карьеры мужчины, занятые
аналогичными видами деятельности. Это соответствует выводу, который сделан в работе Макклеланда
с сотрудниками (D. McClelland et al.,
1953): половые различия в мотивах достижения необходимо
рассматривать в соответствии с типом цели. Парадоксальность и неустойчивость половых различий в
силе мотива достижения, получаемые в разных исследованиях, X. Хекхаузен (2001) тоже склонен
объяснять различиями в том, какая ценностная ориентация превалирует у женщин — мужская
(интеллектуальная) или женская (семейно-бытовая). Очевидно, именно с большей ориентацией на учебу
можно связать лучшую успеваемость и больший мотив достижения в учебе у учащихся девочек и
девушек по сравнению с учащимися мальчиками и юношами (E. Maccoby, C. Jacklin, 1978).
Так, по данным казанских психологов (Психологические..., 1977) потребность в достижениях у
женщин несколько выше, чем у мужчин (соответственно 13,3 и 12,8 балла). Результаты моего
исследования тоже показали, что у девушек чаще, чем у юношей, встречается высокий уровень мотива
(потребности) достижения (32,2 % против 20,0 % у юношей). То же можно сказать и в отношении
среднего уровня мотива достижения: у девушек он найден в 60,7 % случаев, а у юношей — в 48 %
случаев. Еще более резкие различия выявляются при сравнении юношей и девушек с низким уровнем
мотива достижения: у девушек он найден только в 7,1 % случаев, а у юношей — в 32,0 % случаев. В
среднем для группы девушек мотив достижения равен 15,9 балла, а для группы юношей — 8,8 балла.
Hosted by uCoz