Navigation bar
  Print document Start Previous page
 185 of 366 
Next page End  

И не случайно в литературе закрепился термин — «невидимый родитель», который отражает степень
участия отцов в воспитании детей.
Если отцы часто общаются со своими маленькими детьми, они превращаются для них в важную
ролевую модель и в последующие годы детства. У отцов, которые недосягаемы для маленьких детей,
могут возникнуть трудности в налаживании с ними прочных эмоциональных связей в последующем.
Есть вероятность того, что они будут негативно влиять на ребенка, когда тот станет старше (Ricks,
1985). Показано, например, что одинокие женщины (не вышедшие замуж) обнаруживают тесную
корреляцию между отношением к отцу и к противоположному полу. Это может означать, что
несложившиеся в детстве отношения дочери с отцом приводят к ее одиночеству во взрослой жизни
вследствие имеющегося у нее отрицательного отношения к мужскому полу и сексу (Г. Н. Казанцева,
2001).
Различия в психологических особенностях мальчиков и девочек накладывает отпечаток и на
процесс их воспитания: мальчиков воспитывать труднее. Мысли мальчиков часто блуждают далеко от
того, чем они должны заниматься. Отсюда если от девочек с их прилежанием, аккуратностью,
добросовестностью, исполнительностью достаточно потребовать, чтобы они сделали уроки или что-то
по дому, то мальчиков приходится заставлять это делать.
Меньшее внимание мальчиков к себе и повседневным занятиям приводит к тому, что их труднее
приучить держать в порядке свое рабочее место, а приходя с улицы, не разбрасывать свою одежду. В
отличие от девочек, мальчиков трудно уговорить что-то надеть, если это что-то не соответствует их
представлениям о том, как должен одеваться мальчик. Грязная и порванная одежда их трогает гораздо
меньше, чем девочек.
Родителям значительно труднее заставить как следует учиться сыновей, чем дочерей. Связано
это с меньшей организованностью и ответственностью первых (особенно в младших классах), с их
малой мотивированностью на учебу и на отметки, с большей их недисциплинированностью. У девочек
же причинами низкой успеваемости во всех классах, как отмечает Ю. К. Бабанский (1977), в
большинстве случаев является слабое здоровье, т. е. объективная причина.
По данным А. В. Филь (2001), родители строже относятся к сыну, чем к дочери. Последних они
ограждают от возможных трудностей, больше утешают, когда девочки огорчены, чаще их одобряют,
чем мальчиков. Так, несмотря на то что двухгодовалые девочки в 3 раза чаще просят помощи
родителей, чем мальчики, родители более положительно относятся к их просьбам, чем к просьбам
мальчиков (B. Fagot, 1978).
Отцы предпочитают физические наказания, а матери — непрямые или психологические
воздействия как на сыновей, так и на дочерей (G. Margolin, G. Patterson, 1975). Мальчиков чаще
подвергают физическим наказаниям, чем девочек. На авторитарный стиль воспитания мальчики-
подростки реагируют агрессивностью и непослушанием, а девочки чаще остаются пассивными и
зависимыми (J. Kagan, H. Moss, 1962). Большую требовательность родителей к сыновьям и вследствие
этого большую дистанцированность сыновей от родителей выявили Ю. Е. Алешина и А. С. Волович
(1991).
Правда, по данным западных авторов, матери более снисходительны и терпимы к сыновьям и
разрешают им больше проявлять агрессию, чем девочкам (M. Lewis, L. Rosenblum, 1975). Возможно, это
связано с тем, что в русских семьях воспитание более авторитарно, чем в западных; в последних
воспитание носит более либеральный характер. А возможно, что это относится только к проявлению
мальчиками агрессивности как «мужского» качества.
Как показала О. С. Баранник (1999), больше контролируют дочерей матери, а сыновей — отцы.
Отцы проявляют вдвое большую активность во взаимодействии с сыновьями, чем с дочерьми. И не
случайно Ф. Парсонс (F. Parsons, 1955) видит роль отца в том, что он помогает сыну преодолеть
зависимость от матери, возникшую в раннем детстве.
В семьях, где нет отца, мужские черты возникали у мальчиков медленнее, они были менее
агрессивными и более зависимыми; особенно сильно это сказывается на детях до 4 лет (H. Biller, 1971).
Выявлено (О. Б. Чиркова, 2000), что отец играет более важную роль в формировании
ответственности у ребенка, чем мать. Происходит это, очевидно, потому, что отцы, придающие
большое значение самостоятельности, предоставляют подросткам возможность отвечать за свои
действия, с большим уважением, чем матери, относятся к стремлению подростков к независимости.
Вследствие этого у подростков меньше конфликтов с отцами (H. Grotevant, C. Cooper, 1985). Интересен,
однако, тот факт, что для подростков с высоким уровнем ответственности более значимы их отношения
с матерью, а для подростков с низким уровнем ответственности — отношения с отцом.
Hosted by uCoz