Navigation bar
  Print document Start Previous page
 207 of 325 
Next page End  

среде. Это отношения, которые связывают человека «через внутреннее с внутренним других».
Сердцевина их индивидуалистична. Личность первична, система общественных отношений вторична
(она сводится к межиндивидуальным отношениям). Поэтому любые формы социального
существования, подчинения «диктатуре публичности», коллективные действия являются
неаутентичными.
Введением понятия «первоначальный выбор» Сартр попытался заменить психоаналитическое
понятие либидо. Он подвергнул резкой критике те биографические исследования, в которых все
многообразие человеческой личности сводилось к неким универсальным абстрактным законам. Сартр
считал, что психиатры слишком быстро удовлетворяются обнаружением общих структур в продукции
пациента (бреде, галлюцинациях и т. п.), тогда как непонятным остается главное — «почему этот
человек считает себя именно этой исторической личностью скорее, чем другой». Вместо этого он
предложил обратиться к личности заболевшего человека, «расшифровав» ее с помощью обнаружения
«первоначального проекта», тем самым найдя не абстрактное, а конкретное знание о ней.
[«Универсальный ключ» для «расшифровки» Ж.-П. Сартр обнаружил в «психоанализе вещей» своего
современника и соотечественника Г. Башляра. Согласно ему, если человек есть то, чего он желает, что
предпочитает, то необходимо понять природу этого предпочитаемого бытия. Скажем, если ребенок
постоянно рисует животных, следует понять тот смысл, который имеет это животное для его
«жизненного проекта».] «Если мы призна¸м, что личность является тотальностью, мы не можем
надеяться на реконструкцию ее через сложение и организацию различных тенденций, которые были
нами открыты в ней эмпирически. Напротив, в каждом намерении, в каждой тенденции личность
выражает себя полностью» (цит. по: Руткевич, с. 68).
Отметим, что экзистенциальный психоанализ Сартра долгое время не оказывал заметного
влияния на психотерапевтическую теорию и практику. Большая часть психотерапевтов того времени
последовала за идеями Хайдеггера. Но в 1960-е гг. именно сартровский вариант экзистенциального
психоанализа стал определять основные черты такого движения, как «антипсихиатрия». [Значительным
было влияние Сартра и на тех философов, которые пытались переосмыслить психоанализ с позиций
экзистенциальной феноменологии. В этой области наиболее известна герменевтика П. Рик¸ра,
попытавшегося объединить в своем учении феноменологическую концепцию сознания и
«феноменологию духа» Гегеля.]
Французский писатель Альбер Камю в своих художественных произведениях пытался
анализировать ситуацию человека, ищущего смысл жизни в объективно не имеющем такого смысла
мире. [Совершаемые здесь экскурсы в литературное творчество связаны с тем, что многие
экзистенциальные философы и психологи предпочитали для изложения своих взглядов именно
литературную форму.] Он утверждал, что люди — нравственные существа, ищущие в мире смысловые
ценности, дающие основу для нравственных суждений. Напряжение между стремлением человека и
безразличием мира создает то, что Камю называет абсурдом человеческой ситуации.
Согласно его взглядам, человек может созидать смысл своей жизни, любя свои «ночи отчаяния»,
погружаясь в водоворот бессмысленности и достигая позиции героического нигилизма,
т. е. живя с
достоинством перед лицом абсурдности. Это достоинство понимается прежде всего как бунт против
собственной судьбы. «Сокрушающие нас истины отступают, как только мы распознаем их... Нет
судьбы, которую не превозмогло бы презрение» (Камю, с. 91).
Первую попытку соединения философских идей экзистенциализма и современных ему
психиатрических представлений предпринял швейцарский психоаналитик Людвиг Бинсвангер. В 30-х
гг. XX в. он предложил психотерапевтическую концепцию экзистенциального анализа
(Daseinanalyse), изложив принципы феноменологического описания внутреннего мира пациента.
Людвиг Бинсвангер (1881-1966) родился в семье врачей. Вслед за своим дедом и отцом в 1911 г.
он стал главой известного санатория Бельвю в Кройцлингене, заведование которым в 1956 г. передал
сыну. Получив прекрасное медицинское образование в Лозанне, Гейдельберге и Цюрихе, он работал
ассистентом у Э. Блейлера и параллельно учился психоанализу у К. Г. Юнга, через которого в 1907 г.
познакомился с З. Фрейдом. [Любопытно, что в то же время одним из известнейших оппонентов
психоанализа был его дядя — Отто Бинсвангер.] В 1910 г. он был выбран президентом Швейцарского
психоаналитического общества. Наряду с двумя другими швейцарцами, Э. Оберхольцером и О.
Пфистером, Бинсвангер в трудные годы становления психоанализа был одним из наиболее верных
приверженцев Фрейда.
Несмотря на теоретические разногласия, на протяжении всей своей жизни Бинсвангер сохранял
близкие дружеские отношения с Фрейдом. В одном из писем Фрейд писал: «Я был восхищен Вашим
Hosted by uCoz