Navigation bar
  Print document Start Previous page
 117 of 321 
Next page End  

«Ты одинок стоишь!
Не понимаешь ты, упрямец,
Что это было за блаженство,
Когда бы боги, ты,
И все твои, и небо, и весь мир
Себя единым целым ощутили!» /45- Т.2. С.267/
Намеки, имеющиеся в гетевском отрывке Прометея, слишком скудны для того, чтобы мы могли
на основании их распознать характер Эпиметея. Характеристика же Прометея, данная Гете,
обнаруживает типичное отличие его от Прометея Шпиттелера. Гетевский Прометей творит, и
творчество его направлено во внешний мир, он наполняет пространство образами, которые оформлены
им и оживлены его душою, он населяет землю созданиями, порожденными его творчеством; и в то же
время он является учителем и воспитателем людей. У Шпиттелерова же Прометея, напротив, все уходит
вовнутрь, исчезает во мраке душевных глубин, подобно тому как и он сам исчезает из мира, удаляется
даже из своей ближайшей родины, как бы для того, чтобы стать еще более невидимым. Согласно
принципу компенсации, принятому в нашей аналитической психологии, душа (то есть олицетворение
— персонификация — бессознательного) должна быть в таком случае особенно активной и
подготовлять некое дело, которое остается пока еще невидимым. Кроме вышеприведенного места у
Шпиттелера есть еще одно подробное описание этого ожидаемого процесса эквивалентной замены, а
именно в интермедии, посвященной Пандоре.
Пандора, эта загадочная фигура в мифе о Прометее, является у Шпиттелера божьей дщерью, не
имеющей никакого другого отношения к Прометею, кроме одного, самого глубокого. Такое понимание
примыкает к истории мифа, в котором женщина, завязывающая отношение с Прометеем, есть или
Пандора, или Афина. Душа мифологического Прометея имеет отношение к Пандоре или Афине, так же
как и у Гете. У Шпиттелера же произошло замечательное раздвоение, уже намеченное, правда, в
историческом мифе, где Прометей и Пандора соприкасаются с аналогичными Гефестом и Афиной. Гете
предпочел версию Прометей — Афина. У Шпиттелера же, напротив, Прометей изъят из божественной
сферы и ему дана собственная душа. Но его божественность и его мифологическое изначальное
отношение к Пандоре сохраняются при этом в потустороннем небесном мире, в качестве космических
противообразов, и действуют самостоятельно. Дела, происходящие в потустороннем мире, суть дела,
происходящие по ту сторону нашего сознания, то есть в области бессознательного. Поэтому интермедия
о Пандоре есть изображение того, что происходит в бессознательном Прометее во время его страданий.
Исчезнув в мире и разрушив последний мост, связывающий его с человечеством, Прометей погружается
в глубину себя самого, и единственной его средой, единственным его объектом является он сам.
Вследствие этого он становится «богоподобным», ибо бог, согласно его определению, есть то существо,
которое всюду покоится в самом себе, и всегда и всюду, в силу своего вездесущия, имеет себя самого
предметом. Само собою разумеется, что Прометей чувствует себя совершенно не богоподобным, а,
напротив, в высшей степени несчастным. А после того, как приходит Эпиметей для того, чтобы
оплевать его страдания, начинается интермедия в потустороннем мире, и понятно, что это происходит
именно в тот момент, когда всякое отношение Прометея к внешнему миру является вытесненным до
полного его пресечения. Опыт свидетельствует о том, что это как раз те моменты, когда содержания
бессознательного наиболее способны приобретать самостоятельность и живость настолько, что они
могут даже осиливать сознание. [Jung K. G. Inhalt der Psychose. /46-
С.177/] И вот, в бессознательном,
состояние Прометея отображается следующим образом: «И в тот же день, на сумрачной заре, в
безмолвном одиночестве лугов, над совокупностью миров, бог шествовал, творец всего живого, свершая
свой проклятый круг, покорный странной сущности своей загадочной и злой болезни.
Сей недуг никогда не позволял ему окончить труд обхода своего; он на стезе своей не находил
покоя, но вечно, ровным ходом, он день за днем и год за годом свершал все тот же круг по тихой
луговине, ступая тяжело, главу склонивши долу, с наморщенным челом и с ликом искаженным, вперяя
сумрачные взоры всегда в центр круга.
И ныне, в то время, как он совершал все то же, что каждый день, по непреложному свершенью, и
Hosted by uCoz