Navigation bar
  Print document Start Previous page
 231 of 321 
Next page End  

выражения. Недостаток возмещается эмотивностью и чувствительностью. Чужое влияние, которое он
извне резко отклоняет, нападает на него изнутри, со стороны бессознательного, и он принуждает
собирать доказательства против него, и притом против вещей, которые посторонним кажутся
совершенно излишними. Так как вследствие недостатка отношения к объекту его сознание
субъективируется, то ему кажется наиболее важным то, что втайне больше всего касается его личности.
И он начинает смешивать свою субъективную истину со своей личностью. Правда, он лично ни на кого
не будет производить давления в пользу своих убеждений, но он ядовито и лично набросится на
всякую, даже самую справедливую, критику. Этим он постепенно и во всех отношениях изолирует себя.
Его первоначально оплодотворяющие идеи становятся разрушительными, ибо они отравлены осадком
горечи. По мере внешнего изолирования в нем растет борьба с бессознательными влияниями, которые
понемногу начинают парализовать его. Повышенная склонность к уединению должна защитить его от
бессознательных воздействий, однако она обыкновенно еще глубже уводит его в конфликт, который
внутренне изнуряет его.
Мышление интровертного типа направлено позитивно и синтетично к развитию идей, которые
все более приближаются к вечной значимости исконных образов. Но если их связь с объективным
опытом ослабевает, они становятся мифологическими и для данного времени неистинными. Поэтому и
для современника это мышление ценно лишь до тех пор, пока оно находится в ясной и понятной связи с
фактами, известными в данное время. Но если мышление становится мифологическим, тогда оно
становится безразличным и вращается в самом себе. Противостоящие этому мышлению сравнительно
бессознательные функции чувствования, или интуирования, или ощущения неполноценны и имеют
примитивно экстравертный характер; этой бессознательной экстравертности следует приписать все
тягостные влияния со стороны объекта, которым подвержен интровертный мыслительный тип. Меры
самообороны и защиты сооружения, которыми такие люди обыкновенно окружают себя, достаточно
известны, так что я могу избавить себя от их описания. Все это служит для отражения «магических»
воздействий; сюда же относится и страх перед женским полом.
3. Чувство
Интровертное чувство в основе своей определено субъективным фактором. Для суждения,
созданного чувством, это обусловливает столь же существенное отличие от экстравертного чувства,
сколь существенно отличие интроверсии мышления от экстраверсии. Несомненно, это очень трудная
задача — интеллектуально изобразить интровертный процесс чувства или дать хотя бы
приблизительное описание его, хотя своеобразная сущность этого чувства безусловно бросается в глаза,
если только вообще замечаешь его. Так как это чувство подчиняется главным образом субъективным
предварительным условиям и занимается объектом лишь на втором плане, то оно выявляется гораздо
меньше и обыкновенно так, что вызывает недоразумения. Это — чувство, которое, по-видимому,
обесценивает объекты и поэтому в большинстве случаев заявляет о себе в отрицательном смысле. О
существовании положительного чувства можно, так сказать, лишь косвенно догадываться. Интровертное
чувство старается не приноровиться к объективному, а поставить себя над ним, для чего оно
бессознательно пытается осуществить лежащие в нем образы. Поэтому оно постоянно ищет не
встречающегося в действительности образа, который оно до известной степени видело раньше. Оно как
бы без внимания скользит над объектами, которые никогда не соответствуют его цели. Оно стремится к
внутренней интенсивности, для которой объекты, самое большее, дают некоторый толчок. Глубину
этого чувства можно лишь предугадывать, но ясно постигнуть ее нельзя. Оно делает людей
молчаливыми и труднодоступными, ибо оно, подобно мимозе, свертывается от грубости объекта, чтобы
восчувствовать сокровенные глубины субъекта. Для обороны оно выдвигает отрицательные суждения
чувства или поразительное равнодушие.
Изначальные образы, как известно, в той же степени являются идеями, сколь и чувствами.
Поэтому такие основополагающие идеи, как Бог, свобода и бессмертие, имеют настолько же ценность
чувства, насколько и значение идеи. Согласно этому можно было бы перенести на интровертное
чувство все то, что было сказано об интровертном мышлении, с тем только, что здесь чувствуется все то,
Hosted by uCoz