Navigation bar
  Print document Start Previous page
 306 of 321 
Next page End  

защититься. Я могу только сослаться на старину Колумба, который, основываясь на субъективном
предположении, на ложной гипотезе и пойдя оставленным современным ему судоходством путем,
открыл Америку... Что бы мы ни рассматривали и как бы ни рассматривали, все равно глядим мы только
собственными глазами. Именно поэтому наука делается не одним человеком, но многими. Каждый
отдельный человек вносит только свой вклад, и только в этом смысле я осмеливаюсь говорить о своем
способе смотреть на вещи.
Моя профессия уже давно заставила меня принимать в расчет своеобразие индивидов, а то
особое обстоятельство, что в течение многих лет — я не знаю скольких — я должен был лечить супругов
и делать мужчину и женщину взаимоприемлемыми, еще больше подчеркивает необходимость
установить определенные средние истины. Сколько раз мне приходилось говорить: «Видите ли, ваша
жена — очень активная натура и от нее действительно нельзя ожидать, чтобы все ее существование
заключалось лишь в домашнем хозяйстве». Это уже является типизацией, и этим выражена своего рода
статистическая истина. Существуют активные и пассивные натуры. Однако эта прописная истина меня
не удовлетворяла. Следующая моя попытка состояла в предположении, что существует нечто вроде
задумывающихся и незадумывающихся натур, ибо я видел, что многие натуры, кажущиеся на первый
взгляд пассивными, на самом деле не столько пассивны, сколько предусмотрительны.
Они сначала
обдумывают ситуацию — потом действуют, а так как для них это обычный образ действия, то они
упускают случаи, где необходимо непосредственное действие без раздумий, и, таким образом,
складывается мнение об их пассивности. Незадумывающимися всегда казались мне те, кто без раздумий
прыгает обеими ногами в ситуацию, чтобы потом уж только сообразить, что они, похоже, угодили в
болото. Таким образом, их, пожалуй, можно было бы охарактеризовать как незадумывающихся, что
надлежащим образом проявлялось в активности; предусмотрительность же других в ряде случаев
является в конечном счете весьма важной активностью и весьма ответственным действием в сравнении
с необдуманной мимолетной вспышкой одной лишь деловитости. Однако очень скоро я обнаружил, что
нерешительность отнюдь не всегда вызывается предусмотрительностью, а, скорее, действие не всегда
необдуманно. Нерешительность первого столь же часто основывается на свойственной ему боязливости
или, по крайней мере, на чем-то вроде обычного отступления перед слишком сложной задачей, а
непосредственная активность второго часто обусловливается большим доверием к объекту, чем к себе.
Это наблюдение побуждает меня сформулировать типизацию следующим образом: существует целый
класс людей, которые в момент реакции на данную ситуацию как бы отстраняются, тихо говоря «нет», и
только вслед за этим реагируют, и существуют люди, принадлежащие к другому классу, которые в такой
же ситуации реагируют непосредственно, пребывая, по-видимому, в полной уверенности, что их
поступок, несомненно, правильный. То есть первый класс характеризуется некоторым негативным
отношением к объекту, последний — скорее позитивным.
Как известно, первый класс соответствует интровертной, а последний —
экстравертной
установке. Введением обоих этих терминов достигнуто столь же мало, как и открытием мольеровского
«bourgeois gentilhomme», что он обычно говорит прозой. Эти типы будут иметь смысл и значимость
только тогда, когда мы узнаем, что же еще присуще каждому из них.
Ведь нельзя быть интровертом,
не будучи им во всех отношениях. Понятие интровертный
означает: все душевное проявляется у интроверта так, как это и определено для него соответствующими
законами. Если бы это было не так, то характеристика определенного индивида как экстраверта была бы
такой же несущественной, как и констатация того, что длина его тела составляет 175 сантиметров или
же что он шатен либо брахицефал. Как известно, такие констатации содержат ненамного больше
обозначаемого ими факта. Однако выражение экстравертный претендует на гораздо большее, ибо
стремится выразить, что сознание экстраверта, равно как и его бессознательное, должно обладать
определенными качествами, что все поведение экстраверта, его отношение к людям, даже течение его
жизни указывают на определенные типические свойства.
Интроверсия и экстраверсия как типы установок обозначают диспозицию, обусловливающую в
значительной степени психический процесс в целом, поскольку она характеризует предрасположенное
реагирование и тем самым определяет не только образ действия и вид субъективного опыта, но и
характер бессознательной компенсации.
Следовательно, определение привычного реагирования (Reactionshabitus) должно попасть в
Hosted by uCoz