Navigation bar
  Print document Start Previous page
 9 of 321 
Next page End  

нибудь явного интереса к мировой политике, стал проявлять к ней все больший интерес. Из интервью,
которые он давал в те годы разным журналам, можно понять, что Юнг пытался анализировать
психологию государственных лидеров и в особенности диктаторов. 28 сентября 1937 года во время
исторического визита в Берлин Муссолини Юнг случайно оказался там и имел возможность близко
наблюдать поведение итальянского диктатора и Гитлера во время массового парада. С этого времени
проблемы массовых психозов сделались одним из фокусов внимания Юнга.
Другой поворотный пункт в жизни Юнга следует отнести к концу Второй мировой войны. Он
сам отмечает этот момент в своей автобиографической книге (см. гл. «Видения»). В начале 1944 года,
пишет Юнг, он сломал ногу, а также у него приключился инфаркт, во время которого он потерял
сознание и почувствовал, что умирает. У него возникло космическое видение, в котором он
рассматривал нашу планету со стороны, а самого себя не более чем сумму того, что он когда-то сказал и
сделал в течение своей жизни. В следующий момент, когда он собирался переступить порог некоего
храма, он увидел своего доктора, идущего ему навстречу. Вдруг доктор принял черты короля острова Кос
(родина Гиппократа), чтобы вернуть его обратно на землю, и у Юнга возникло такое чувство, что жизни
доктора что-то угрожало, в то время как его, Юнга, собственная жизнь была спасена (и действительно,
через несколько недель его врач неожиданно умер). Юнг отметил, что впервые почувствовал горькое
разочарование, когда вернулся обратно к жизни. С этого момента что-то изменилось в нем
бесповоротно, и его мысли приняли новое направление, что можно увидеть и из его работ, написанных
в то время. Теперь он сделался «мудрым старцем из Кюснахта»...
Ближе к концу своей жизни Юнг все меньше отвлекался на внешние перипетии каждодневных
событий, все более направляя свое внимание и интерес к общемировым проблемам. Не только угроза
атомной войны, но и все возрастающая перенаселенность Земли и варварское уничтожение природных
ресурсов наряду с загрязнением природы глубоко волновали его. Возможно, впервые за всю историю
выживание человечества, как целого,
проступило в угрожающем свете во второй половине XX века, и
Юнг сумел почувствовать это гораздо раньше других. Поскольку на кон поставлена судьба человечества,
то естественно спросить: а не существует ли архетип, который представляет, так сказать, целое
человечества и его судьбу? Юнг видел, что почти во всех мировых религиях, да и в ряде других
религиозных конфессий, такой архетип существует и обнаруживает себя в образе так называемого
изначального (первочеловека), или космического человека, антропоса.
Антропос, гигантский
космический человек, олицетворяет жизненный принцип и смысл всей человеческой жизни на Земле
(Имир, Пуруша, Пан-ку, Гайомарт, Адам). В алхимии и гностицизме мы находим сходный мотив
Человека Света, который падает во тьму или оказывается расчлененным тьмой и должен быть «собран»
и возвращен свету. В текстах этих учений существует описание того, как Человек Света, идентичный
Богу, вначале живет в Плероме [Плерома
термин, введенный гностиками. Обозначает «место» за
пределами пространственно-временных представлений, в котором угасают или разрешаются все
напряжения между противоположностями. /19/], затем побеждается силами Зла — как правило, это
звездные боги, или Архоны, — падает или «соскальзывает» вниз и в конечном итоге оказывается
разбросанным в материи в виде множества искр, где ему предстоит ожидание своего спасения. Его
искупление или освобождение заключается в собирании всех разбросанных частей и возвращении в
Плерому. Эта драма символизирует процесс индивидуации у индивида; каждый поначалу состоит из
таких хаотических многообразных частиц и постепенно может стать одной личностью путем сбора и
осознания этих частиц. Но эта драма может быть понята и как образ медленного постепенного развития
человечества в направлении высшего сознания, о чем Юнг весьма подробно написал в своих работах
«Ответ Иову» и «Айон».
Уверенность в абсолютном единстве всего сущего привела Юнга к мысли, что физическое и
ментальное, подобно пространственному и временному, суть категории человеческие, психические, не
отражающие реальность с необходимой точностью. Вследствие самой природы своих мыслей и языка
люди неизбежно вынуждены (бессознательно) все делить на свои противоположности. Отсюда
антиномность любых утверждений. Фактически же противоположности могут оказаться фрагментами
одной и той же реальности. Сотрудничество Юнга в последние годы жизни с физиком Вольфгангом
Паули привело обоих к убеждению, что изучение физиками глубин материи, а психологами — глубин
психического может быть лишь разными способами подхода к единой, скрытой реальности. Ни
Hosted by uCoz