Navigation bar
  Print document Start Previous page
 174 of 338 
Next page End  

компоненты, проходящие от корня познавательной иерархии через весь ее ствол до самых
вершинных образований, понятийное мышление неизбежно выступает как форма
интегральной работы многоуровневой иерархии интеллекта, охватываемой общим принципом,
в рамках которого действуют частные закономерности каждого из уровней в отдельности. Так
последовательный ход анализа естественно подводит к вопросу о соотношении мышления и
интеллекта. 
Проблема структуры интеллекта занимает промежуточное положение в системе
психологических знаний. Она относится к средним уровням обобщенности иерархии
психологических дисциплин. С одной стороны, через систему ментиметрических измерений и
основанных на них методов психодиагностики проблема интеллекта связана с целым рядом
прикладных областей – педагогической, клинической, инженерной психологией и т.д. С другой
стороны. она опирается на общепсихологическую теорию познавательных процессов,
основанную на существенно более широком эмпирическом базисе и более универсальном
концептуальном аппарате. При этом острота прикладного запроса к практическим выводам из
теории интеллекта непрерывно и со все большим ускорением возрастает, а возможности
дальнейшего развития самой теории интеллекта на пути прямого эмпирического обобщения
результатов ментиметрических измерений и данных психодиагностики все более явно
понижаются, и также со все большим отрицательным ускорением. Это тревожащее
соотношение связано с тем, что возможности прямого выявления связей и закономерностей,
лежащих близко к эмпирической поверхности, уже почти исчерпаны, а существенное
дальнейшее повышение валидности и надежности психометрических измерений интеллекта
само базируется на знании основных закономерностей природы измеряемых явлений. Общие
принципы метрологии с необходимостью требуют, чтобы функциональные зависимости,
воплощающие природу измеряемой величины, были положены в основу выбора ее единиц и
соответствующих способов и процедур измерения. А это, в свою очередь, неизбежно связано с
дальнейшим развитием общепсихологической теории познавательных процессов. 
Между тем в общепсихологическом истолковании закономерностей различных
познавательных процессов и связей между ними продолжает царить значительный
"концептуальный беспорядок". Здесь имеется целый спектр различных интерпретаций,
крайние варианты которых воплощают альтернативу противоположных направлений. На
одном из этих полюсов разные познавательные процессы, входящие в состав интеллекта,
представлены средствами совершенно разных систем понятий и в терминах разных научных
языков (психофизика, теории перцептивных гештальтов и логико-лингвистические концепции
мышления). На другом полюсе, наоборот, границы между ощущением, восприятием,
мышлением, интеллектом размыты. Как уже упоминалось, несмотря на резкое различие в
понимании природы психических явлений бихевиоризмом и гештальтизмом, их общей
предпосылкой является стирание граней между образом, мышлением и интеллектом, которое
в бихевиоризме служит основанием отрицания психики, а в гештальтизме фактически
приводит к пренебрежению спецификой собственно человеческого интеллекта. 
Такое "уплощение" разноуровневой иерархии, маскирующее специфические особенности
каждой из познавательных структур, входящих в состав интеллекта, неизбежно влечет за
собой феноменологический подход к его изучению. И не случайно поэтому обзор
современного состояния проблемы интеллекта, далеко ушедшей в своем эмпирическом
развитии от раннего бихевиоризма и гештальтизма, все же выявляет доминирование
феноменологических констатаций над собственно структурным анализом (см. Юркевич, 1971).
А феноменологизм существенно замедляет удовлетворение острого запроса со стороны
прикладных областей знания. В особенности феноменологический подход "противопоказан"
такому прикладному аспекту проблемы человеческого интеллекта, как его моделирование в
системах искусственного интеллекта, поскольку самая сущность моделирования требует
знания структуры и механизмов организации моделируемого объекта. 
Преодоление же феноменологизма и стоящей за ним мнимой альтернативы
взаимоисключающих интерпретаций требует четкой дифференциации исходных и
Hosted by uCoz