Navigation bar
  Print document Start Previous page
 38 of 258 
Next page End  

последовательность событий  в развитии объекта отражается последовательностью форм его    
состояний и выражается рядом слов, терминов, символов, рисунков и т.п. 
Необходимость диалектической координации форм объекта возникает тогда, когда оказывается
недостаточным их представление в качестве равноправных форм объекта и требуется выяснить их
взаимное соотнесение по развитости, т.е. теоретически понять. Исходным для такой трактовки объекта
является постановка вопроса: («что есть что»)
                         ЧТО ЭТО  (такое)?,   ЧТО ТАКОЕ...?
Значение вопроса «что это?» не осознано современными исследователями. В то же время с
древности ему придавали важное значение. Особенно часто пользовался им Аристотель. Цицерон
называл делом философии ответы на вопрос «что это?» [186,с.245].  "Философия спрашивает: «Что есть
истина?»...» [102,Т.1,с.101]. Д. Локк отмечал значение этого вопроса: «Когда дети сталкиваются с новым
для них предметом, они обыкновенно задают обычный вопрос иностранца: «Что это такое?»»
[91,Т.3,с.522].  Вопрос «что это?» И.И. Павлов называл врожденным, ориентировочным рефлексом,
«недремлющим дежурным в мозгу» животного. Широко использовал этот вопрос И. Кант. Для Маркса
этот вопрос стал исходным для написания «Капитала»: «Что такое капитал?» [102,Т.16,с.215]. Ленин
ставил вопрос «Что такое диалектика?» [88,Т.29,с.226]. Имеются и другие аналогичные постановки
вопроса: «что такое общество?» [102,Т.27,с.402], «что такое наука?» [88,Т.5,с.142] и другие. 
Диалектическое мышление показывает порядок ответа на вопрос «что это?» к любому объекту.
Сам по себе вопрос и даже ответ на него не гарантирует адекватности мышления. Истинность ответа на
этот вопрос зависит от полноты использования приемов умственного действия.
Ответ на вопрос «что это?» предполагает выявление истории возникновения объекта -
нахождения исторических предшественников познаваемого объекта. Изучение истории объекта
заканчивается построением исторического ряда его форм. Первоначально достаточно найти две
исторически предшествующие формы объекта. «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь» (Козьма
Прутков).
Ответ на вопрос «что это?» предполагает объяснение объекта с «конца» [102,Т.12,с.726]  только
для того, чтобы найти исходную его форму (начало) для системного воспроизведения его свойств -
реализации принципа: «с чего начинается история, с того же должен  начинаться и ход             мыслей».
«Размышление над формами человеческой жизни, а, следовательно, и научный анализ этих форм,
вообще избирает путь, противоположный их действительному развитию. Оно начинается [задним
числом], т. е. исходит из готовых результатов процесса развития» [102,Т.23,с.85]. Нахождение
исторически первой формы объекта ведет к ее познанию. Последнее должно показать всеобщее
(фундаментальное) свойство всех форм объекта, возникновение на его основе исторически вторичной
формы объекта, а затем и интересующей непосредственно нас формы объекта. При последовательном
рассмотрении исторического ряда форм объекта происходит ответ на вопрос «почему  это?» - почему
первое рождает второе, а второе - третье. Ответ на вопрос "что это?" зависит от понимания ответа на
вопрос «почему это?». Ответы на них представляют два аспекта единого теоретического осмысления
объекта. Необходимо положительно ответить на вопрос, поставленный Лениным: «Не обязательно ли
для марксиста свести дело к выяснению того, что
есть и почему есть именно так, а не иначе»
[88,Т.1,с.457]. 
Процесс теоретического понимания действительности предполагает переход от
рассуждений о том, что может или должно быть «в область выяснения того, что есть, и объяснения,
почему оно есть именно так, а не иначе» [88,Т.1,с.513].
При ответе на вопрос «что это?» применительно к объекту важно не ошибиться при определении
его сущности. Вещи выполняют в жизни людей обычно много функций. Они могут быть использованы
по прямому и непрямому назначению, что хорошо показал Ленин на примере стакана [88,Т.42,с.289]. В
связи с этим необходимо строго определить в какой функции выступает в данный момент познаваемая
вещь и выяснить соответствующих исторических предшественников. Например, карандаш может
служит указкой. Если исходить из этой его функциональной роли в данный     момент, то мы придем  к
одним его предшественникам, а если исходить из собственной его функции - средства письма, то придем
к другим его предшественникам. Приведем ряд примеров координации  понятий. 
                          ЧТО ТАКОЕ КОТЛЕТА (картофельная)? 
В нашей местности картофельные блюда являются «вторым хлебом». Известно, по крайней мере,
600 картофельных блюд. Нет ни одного взрослого человека, который не умел бы приготовить многие
картофельные блюда, в том числе и картофельные котлеты. Поэтому, вероятно, в связи с такой
постановкой вопроса о картофельной котлете возникло рефлекторное чувство - надо ли применять
диалектический метод мышления для понимания картофельных блюд?  Образно говоря, надо ли
Hosted by uCoz