Navigation bar
  Print document Start Previous page
 193 of 373 
Next page End  

193
достижения успеха.
У нас в стране одна из модификаций ТАТ для диагностики мо-
тивации подростка создана Е. Т. Соколовой (1982). Стимульный ма-
териал состоит из 20 сюжетных таблиц, которые предъявляются ин-
дивидуально в 2 сеанса по 10 таблиц. Тест выявляет потребность в
эмоциональных контактах, в достижении успеха, повиновении, избе-
гании наказания, в агрессии. С целью апробации методики был ис-
пользован контингент школьников с адаптивным поведением и под-
ростков с девиантным поведением.                                                
Рисуночный тест фрустраций Розенцвейга имеет отдельные
формы: для детей и для взрослых. Стимульным материалом являют-
ся рисунки, на которых изображены различные ситуации межлично-
стного взаимодействия. На каждом рисунке приводится высказыва-
ние одного из персонажей. Испытуемый должен дать ответ за друго-
го персонажа. Оцениваются особенности поведения человека при
возникновении препятствия на пути к достижению цели (при фруст-
рации потребности). Этот тест также выявляет направленность аг-
рессии. Помимо воображения и перцепции как индикатора мотива-
ционных процессов при конструировании теста использован и прин-
цип соотнесенности мотива и преграды (см. выше — критерий 11).
Система интерпретации, возникшая под влиянием психоана-
лиза, выделяет три типа направленности агрессии:
а) экстрапунитивная (вина за создавшееся положение припи-
сывается другим),
б) интрапунитивная (вина приписывается себе),
в) импунитивная (вина приписывается ситуации).
Эта методика используется в отечественных исследованиях.
Есть попытки модификации и конструирования новых картинок, ха-
рактерных для наших условий. Важной проблемой является разра-
ботка схемы интерпретации, свободной от влияния психоанализа.
По поводу этого теста см. работу Тарабриной М. В. (1973).
Методика мотивационной индукции Ж. Нъютена (MIM) пред-
ставляет собой проективный метод дополнения незаконченных
предложений. При интерпретации ответов используется специальная
система категорий. Диагностируются различные стороны познава-
тельной мотивации, мотивации достижения, коммуникативной мо-
тивации и др. Есть данные об использовании методики в отечест-
венных исследованиях (Васюкова Е. Е., 1984). Встречаются различ-
ные варианты этой методики, которые составляются исходя из ис-
следовательских целей.
Диагностика мотивации через искажение объекта перцепции.
Методики, реализующие этот принцип, использованы Д. Брунер
(Бру-нер Д., 1977) и многими другими исследователями. В лабора-
тории Л. И. Божович была создана методика для выявления мотивов
Hosted by uCoz