Navigation bar
  Print document Start Previous page
 225 of 373 
Next page End  

225
Краусом, где испытуемым предлагается с помощью ручек как можно
быстрее провести свою фишку по определенному пути. При этом
оказывается, что общий для каждого участника .отрезок пути они
могут .пройти только по отдельности. В исследованиях российских
психологов широко используются приборы типа «гомеостат»,
«групповой сенсомоторный интегратор» и т. д. (Уманский Л. И.,
1977). Они моделируют простейшую деятельность группы, требую-
щую согласования, координации, единства членов группы.
Для изучения диадного взаимодействия широко используется
игра под названием «Дилеммы узников». Название возникло от си-
туации, которую предлагается вообразить играющим. Она заключа-
ется в том, что двух заключенных подозревают в совместном пре-
ступлении. Они помещены в отдельные камеры. У каждого есть
возможность сообщить о преступлении другого, надеясь получить
меньшее наказание. Если никто из них не сообщит о преступлении,
совершенном другим, оба получат незначительное наказание; если
один скажет, а другой нет, то сообщивший будет отпущен на свобо-
ду, а другой получит суровое наказание; если они оба
сообщат, то
оба получат небольшое наказание, но оно будет больше, чем то, ко-
торое они могли получить, если бы оба промолчали. Исход игры
можно представить в матрице, с которой обычно знакомят участни-
ков перед игрой (табл. 11).
Таблица 11 
Матрица игры «Дилеммы узников»
Выбор игрока Б
б
    г
Выбор                 б     
игрока А              г    
Каждый участник игры должен сделать выбор между коопера-
тивным (б) и конкурентным (г) поведением, учитывая при этом мо-
тивы выбора другого. С точки зрения индивидуального результата,
игроку А всегда выгоднее сообщить о другом (г). Но дело в том, что,
если игрок Б будет исходить из той же позиции, они оба получат от-
носительно мало очков. А исходя из максимума обоюдного резуль-
тата, они оба должны выбрать молчание (б), но тогда каждый остав-
ляет для другого возможность злоупотреблять доверием.
Игрокам нужно сделать выбор одновременно: в одних случаях
не вступая в контакт, в других случаях разрешается общаться (изу-
чается как раз воздействие коммуникации на выбор). Игра может
проигрываться многократно, и после каждого тура игрокам сооб-
щаются результаты, за которые они получают призы или наказание.
В роли игрока может выступить не один человек, а команда с лиде-
ром или без него.
3,     3
-1,     5
5,   -1
1,      1
Hosted by uCoz