Navigation bar
  Print document Start Previous page
 33 of 373 
Next page End  

33
психологии эту роль выполняла психометрия, в биологии - биомет-
рия, в экономике - эконометрия, в науке в целом - наукометрия. К
ним следовало бы добавить и социометрию, но последнюю Дж. Мо-
рено и Г. Гурвич свели к элементарным методам оценки взаимодей-
ствия индивидов в малых группах.
С момента первых публикаций Ф. Гальтона и Дж. Кеттелла
идея тестового метода сразу же привлекла к себе внимание ученых
разных стран мира. Появились первые сторонники тестов и первые
же их противники. В числе сторонников были: в Германии - Г.
Мюнстерберг, С. Крепелин, В. Онри, во Франции -А. Бине, в США -
Дж. Гилберт и другие. Это были исследователи нового типа, стре-
мившиеся связать психологию тех лет с запросами практики. Однако
стремление к прикладным исследованиям в психологии прошлого
расценивалось как отход от науки. Кетгелл, например, сообщал, что
он начал свои первые тестовые лабораторные исследования индиви-
дуальных различий в 1885 году, но публиковаться не мог из-за про-
тиводействия В. Вундта (Cattell D., 1896).
Итак, научный статус тестов не был определен, возможность
измерений в психологии подвергалась сомнению. Психология пере-
живала трудный период: она уже не могла развиваться на старой ос-
нове, но и не научилась еще смотреть на мир по-новому. «Причина
кризиса, - писал Л. С. Выготский, - лежит в развитии прикладной
психологии, приведшей к перестройке всей методологии науки на
основе принципа практики. Этот принцип давит на психологию и
толкает ее к разрыву на две науки» (цит. по: Ярошевский М. Г., Гур-
генидзе Г. С., 1977). Общественная практика требовательно выдви-
гала одну проблему за другой, и ни одну из них старая психология
решить не могла - у нее не было подходящих методов.
Появление в этой ситуации прикладной психологии не было
случайностью. Ей было дано название «психотехника». Прикладное
направление появилось и в педагогике. Хотя педология претендова-
ла на звание науки о комплексном развитии ребенка, в тот период
она была в основном прикладной педагогикой. Отвергнутые в тра-
диционной науке - в психологии и в педагогике, тесты быстро нашли
себе применение в прикладных направлениях. В общем, произошло
так, как говорили в древности: если какой-либо науке не находится
места в храме, она начинает развиваться у его стен.
Активизация роли науки в практическом переустройстве жиз-
ни столкнулась с традицией занятий «чистой наукой, созерцанием
истины». Для представителей чистой науки прикладность не имела
заметной ценности. В 30-х годах ученые Кембриджа больше всего
гордились тем, что их научная деятельность ни при каких мыслимых
обстоятельствах не может иметь практического смысла (Сноу Ч.,
1973). Цель, методы и результаты психотехники лежали в сфере
Hosted by uCoz