Navigation bar
  Print document Start Previous page
 122 of 301 
Next page End  

Ибо оказывается, что самые яростные индивидуалисты, как показывает анализ их
сочинений, считают «социальное» синонимом «группового». Тогда проблема для них в
том, представляет ли общество, целое, нечто большее, чем сумму составляющих его
частей, отдельных людей. И социальное поведение в таком случае становится
объяснимым как поведение групп индивидов (бунты) или индивидов в группах (оргии).
Я собираюсь доказать, что это определение социального в корне неправильно.
Социология не интересуется, как таковым, крупномасштабным массовым или
групповым поведением (понимаемым как поведение большого числа индивидов, масс
или групп). Скорее ее итересуют по меньшей мере в качестве образцов или моделей
устойчивые отношения между индивидами (и группами) и отношения между этими
отношениями (а также между такими отношениями и природой и результатами
подобных отношений). В простейших случаях содержание предмета социологии можно
проиллюстрировать такими примерами, как отношения между капиталистом и рабочим,
членом парламента и избирателем, студентом и преподавателем, мужем и женой. Такие
отношения — общие и относительно устойчивые, но они не требуют привлечения
коллективного или массового поведения в том смысле, как потребовало бы этого
рассмотрение забастовки или демонстрации (хотя, конечно, анализ отношений может
помочь объяснить последние). Массовое поведение — интересный социально-
психологический феномен, но оно не входит в предмет социологии.
Ирония в том, что более умудренные индивидуалисты формально допускают
возможно даже существенную роль отношений в объяснении. К чему тогда все
страсти? Я думаю, что их надо отнести, хотя бы частично, на счет приверженности к
некоторым разновидностям существующих социальных объяснений, которые индивидуа-
листы ошибочно полагают единственно согласными с политическим либерализмом.
Такую склонность откровенно выражает Уоткинс. «Начиная с «Басни о пчелах»
Мандевилля, опубликованной в 1714 г., индивидуалистическая общественная наука с ее
упором на непреднамеренные последствия большей частью изощрялась в разработке
простой мысли, что в определенных обстоятельствах эгоистические частные мотивы [т.
е. капитализм] могут иметь хорошие социальные последствия, а добрые политические
намерения [читай — социализм] — скверные социальные последствия»
13
. Фактически
существует одно цельное социальное учение (различными воплощениями которого
являются утилитаризм, либеральная политическая и неоклассическая экономическая
теории), соответствующее индивидуалистическим предписаниям и допускающее, что
обобщенная проблема соединения частей может быть действительно решена. Согласно
этой модели рассуждений, разум есть действующий раб страстей
14
, а социальное
поведение можно рассматривать просто как решение проблемы их максимизации или
ее двойника — проблемы минимизации: применение разума, единственной опреде-
ляющей характеристики человека, к желаниям (влечениям и антипатиям у Гоббса) или
чувствам-ощущениям (удовольствия и боли у Юма, Бентама и Милля) можно считать
нейрофизиологически обусловленным. Отношения не играют никакой роли в такой
модели. И она (если вообще применима) так же применима к Робинзону Крузо, как и к
обобществленному человечеству, имея следствием вывод Юма, что «человечество почти
одинаково во все времена и в любом месте»
15
— тезис, попутно обнажающий
аисторический и априорный характер данной модели.
Ограничения этого подхода в общественных науках должны быть хорошо известны
на сегодня. Высказывание «люди рациональны» не объясняет, что именно они делают,
но в лучшем случае (т. е. полагая, что для их поведения объективная функция может
быть восстановлена и эмпирически проверена независимо от него) только, как они
делают. Но рациональность, намеревающаяся объяснить все, ни к чему не приходит.
Объяснение человеческого действия отсылкой к его рациональности похоже на
объяснение некоего естественного события при помощи ссылки на абстрактную причину.
Hosted by uCoz