Navigation bar
  Print document Start Previous page
 218 of 301 
Next page End  

аксиология, пытающаяся противостоять нигилизму, всегда — сознает она это или не
сознает — питается не отмершими религиозными инстинктами, движется за счет
инерции еще не затухшего стремления мира к теозису. Перед лицом нигилизма вопрос
ставился вполне недвусмысленно: или вновь обрести Утраченное, но не переставшее
из-за этого быть самым важным, измерение человеческого бытия и выжить — или же и
дальше сползать в пропасть самоподхлестывающихся отрицаний, не знаю-Щих
никаких границ и сдержек и полностью проститься с надеждой обрести потерянный
смысл жизни. Трудности, переживаемые традиционными формами христианства,
заставили теоретиков секулярной религиозности предположить, что вытесненное и
модифицированное чувство Бога переносится в чисто светские области При этом
религиозные искангя и устремления прежде всего проникают в политическую сферу;
по замечанию Леви-Строса, политические идеологии превратились в мифологии, а
многие политические лидеры обрели поклонение, достойное богов.
Религиозная потребность в глубинным образом осмысленном и очеловеченном мире —
потребность, которая тысячелетиями выстраивала человеческий космос вокруг
источника правды и бытия, не заглохла и в хаосе «мира без Бога», созданного
европейскими Прометеями. Смысла во что бы то ни стало — требует она, и вот уже
Прометей уподобляется Фаусту. Богооставленный мир обнаружил, что он создан «из
ничего» — и только мистерия культа не давала вырваться наружу дионисийскому
ничто-жествованию. В поисках хотя бы чего-то прочного и смыслообразующего не в
меру «свободолюбивый» правдоискатель, отказавшийся от вечности, жаждет найти
хотя бы мгновение, которому он мог бы сказать «остановись», но боится в этой
абсолютизации потерять произвол своего «свободного» поиска. Вот почему в нем
воплощается, на наш взгляд, Фауст, а не Прометей. Секулярные попытки опереться на
некий светский объект в качестве носителя всей полноты ценности и смысла являются
лишь иноконтекстуальной транскрипцией собственно религиозных интенций человека,
модернизацией религиозного омысления мира. Возникает закономерный вопрос: если
чувство святого сохраняется, модифицируя себя, то нельзя ли сохранить его без всяких
модернизаций? Абсентеизм и его следствия подтолкнули христианскую мысль к
пониманию секуляр-ности как болезни религиозной жизни, болезни, после которой
возможно выздоровление. Рано или поздно человек перестанет выкраивать себе
божков по собственному образу и подобию, — обожествляя то одну свою сторону, то
другую (то разум, то чувственность, то эротизм, то коллективизм), — но, пройдя все
искусы возрождения язычества, откроет в себе самом свою подлинную сущность как
образ Бога, осознает свое призвание как возрастание из образа в подобие Божие и
откроет себя истинному Богу. Гарантия выздоровления — памятование о
секуляризации как о болезненном состоянии духа, наличествующее в абсентеизме.
Выздороветь можно — пока еще «сердце знает горе души своей» (Книга Притчей
Соломоновых 14, 10).
Сам абсентеизм с самого своего возникновения также признавал себя болезненным
искажением подлинного положения вещей (вернее, положения вещей,
долженствующего быть подлинным). Но, в отличие от христианства, философия
«смерти Бога» была лишена внутренних потенций для решения поставленных ею же
вопросов. Секуляризация с самого начала воспринималась как трагедия — даже
многими далекими от традиционной религиозности людьми. Весьма характерно,
например, следующее заявление: «Мир находится в состоянии шизофрении... Богов, к
которым мы могли бы взывать о помощи, больше нет. В нашей нынешней господствует
обожествленный Разум — наша величайшая и самая трагическая иллюзия». Автор этих
строк, К. Юнг, жил в те десятилетия, когда переживание смыслоутраты, вызванное
«смертью Бога», было доминирующим мотивом европейской культуры (вспомним хотя
бы литературу «трагического гуманизма» или «героического пессимизма»). Что
касается современных исследователей секулярных религий, то им пессимизм Юнга
Hosted by uCoz