Navigation bar
  Print document Start Previous page
 372 of 599 
Next page End  

4) определение тактики допроса, методов воздействия на допрашиваемого и границ их
допустимости.
Установлено, что на дачу показаний существенно влияют процессуальное положение
допрашиваемого (свидетель, обвиняемый и пр.), его возраст, образование, жизненный опыт, вся
совокупность его психологических свойств, а также условия допроса и прочие обстоятельства.
Причинами ошибок в показаниях могут быть субъективные свойства допрашиваемых (особенности
восприятия, памяти и пр.), а также содержание вопросов, оказывающих внушающее действие,
отрицательно влияющих на сохранение и воспроизведение информации. Происхождение сознательной
лжи в показаниях связано с характером отношения допрашиваемого к исходу дела; иногда ложь
провоцируется допрашивающим путем произвольного или непроизвольного создания у
допрашиваемого представления о субъективной выгоде определенных показаний.
Специальные исследования показали, что применение на допросе методов психического
принуждения, внушения (в частности, гипноза) или дезинформации повышает вероятность появления
ошибок и ложных показаний, в том числе оговора и самооговора. Самым продуктивным методом
воздействия на допрашиваемого считается рациональное убеждение, направленное на создание
мотивации для сообщения правдивых сведений.
ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
- направление в психологии (также в психологии
глубинной), социологии и психоанализе, выражающее идеи и теории А. Адлера и его последователей.
Относительно психоанализа выступает как реформистское направление. В названии этого направления,
производного от латинского individuum, что означает «неделимое», выражается его кредо - исследовать
целостность личности без членения ее на сознательное и бессознательное.
Центральная идея - о бессознательном стремлении человека к совершенству. Согласно Адлеру,
это стремление определяется исходным и неизбежным переживанием чувства собственной
неполноценности и потребностью его компенсировать.
Во всех проявлениях личности ведущим считается такое качество, как реализация жизненной
цели или смысла жизни. Психология индивидуальная исходит из того, что структура личности -
индивидуальность - ребенка закладывается в раннем детстве (до пяти лет) в виде особого «стиля
жизни», который предопределяет все последующее развитие психическое. Ребенок из-за неразвитости
телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и
самоутвердиться складываются его цели. Как цель, так и стиль жизни тесно связаны с условиями
семейного воспитания. Когда цели реалистичны, личность развивается нормально; когда фиктивны -
становится невротичной и асоциальной.
В возрасте раннем возникает конфликт между прирожденным социальным чувством и чувством
неполноценности (-> комплекс), который вводит в действие механизмы компенсации и
сверхкомпенсации. Это порождает стремление к личной власти, превосходству над другими и
отклонение от социально ценных норм поведения/Задача психотерапии - помочь невротическому
субъекту (-> невротизм) осознать, что его мотивы и цели неадекватны реальности, чтобы его
стремление компенсировать неполноценность нашло выход в творческих актах.
Переживание неполноценности, помимо переживания реальных недостатков, естественно
оттого, что ребенок видит окружающих более сильными, умными и умелыми, чем он сам. Эти
переживания могут усугубляться от недемократических отношений ребенка с родителями и братьями-
сестрами. Опыт взаимоотношений, получаемый до пятилетнего возраста, решающ для развития
характера, и именно этот период определяет характер человека.
Первоначально А. Адлер считал, что компенсация чувства неполноценности должна идти по
линии самоутверждения, удовлетворения «воли к власти»; но впоследствии он говорил о
самоутверждении за счет обретения чувства превосходства. Движущей силой развития выступает
социальный интерес - как стремление сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей.
При его недоразвитии возможны проявления преступности, наркомании, психопатологических
отклонений; есть два пути:
1) конструктивный - в виде деятельности во благо другим и в сотрудничестве с ними;
2) деструктивный - за счет унижения и эксплуатации других.
Hosted by uCoz