Navigation bar
  Print document Start Previous page
 63 of 599 
Next page End  

2) воображение активное. Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в
практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности,
заключающейся в создании образа желаемого будущего - в мечтании. Мечта - необходимое условие
преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное
завершение коей оказалось отсроченным. Синоним воображения - фантазия.
ВООБРАЖЕНИЕ АКТИВНОЕ - есть два вида его:
1) воображение творческое;
2) воображение воссоздающее.
ВООБРАЖЕНИЕ ВОССОЗДАЮЩЕЕ - развертывается на основе описания, рассказа, чертежа,
схемы, символа или знака. Имеет в основе создание тех или иных образов, соответственных описанию.
Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами.
ВООБРАЖЕНИЕ ПАССИВНОЕ - характерно созданием образов, кои не воплощаются в жизнь;
программ, кои не выполняются или вообще не могут быть выполнены. Воображение выступает при
этом как замена деятельности, ее суррогат, из-за коего человек отказывается от необходимости
действовать. Воображение пассивное может быть:
1) преднамеренным - создает образы (грезы), не связанные с волей, коя могла бы способствовать
их воплощению в жизнь; преобладание в процессах воображения грез свидетельствует об определенных
дефектах развития личности;
2) непреднамеренное - наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его
расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.
ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ
- предполагает самостоятельное создание образа, вещи,
признака, не имеющих аналогов, новых; реализуемых в оригинальных и ценных продуктах
деятельности. Неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества. При этом
различаются:
1) новизна объективная - если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо,
имеющегося в опыте других людей;
2) новизна субъективная - если они повторяют ранее созданные, но для данного человека
являются новыми и оригинальными. Воображение творческое нередко выступает как временно
исполняющее обязанности мышления логического. Дело в том, что оно направлено на вскрытие реально
существующих связей и отношений - как бы вычерпывает знания из предметов и явлений. В строгом
смысле мышление логическое возможно, когда имеется достаточно сведений или их можно добыть
логическим же путем. А если их мало и добыть невозможно, помогают интуиция и воображение
творческое, создавая пропущенные звенья и увязывая факты в систему, коя служит в качестве временных
«лесов», покуда посредством мышления не будут найдены реальные, соответственные
действительности факты и связи между ними, подтверждающие или отвергающие работу воображения.
Такая роль воображения творческого неодинакова в различных областях деятельности: так, в научном
поиске его роль несколько меньше, чем в литературном творчестве.
ВОСПИТАНИЕ
-
деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического
опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью
формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации,
обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду. Рассматривая
воспитание как процесс, реализуемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, а также при
взаимодействии самих воспитуемых - полноправных субъектов, а не только объектов воспитания,
отечественная психология изучает закономерности саморазвития личности в условиях специально
организованной воспитательной системы, обеспечивающей не приспособление растущих людей к
наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт, но целенаправленное
развитие каждого ребенка как неповторимой человеческой индивидуальности. Организация воспитания
связана с построением такой общественной практики, коя направляет развитие субъективного мира
человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей, самостоятельности в
решении сложных нравственных проблем согласно образцам и идеалам общества. Выявление
определенных законов развития личности и характера ее становления на разных возрастных этапах
онтогенеза с учетом «зоны развития ближайшего» и особых периодов сенситивных, когда растущий
Hosted by uCoz