Navigation bar
  Print document Start Previous page
 117 of 200 
Next page End  

охочий до строгого управления собой, может постепенно развивать чувство моральной
ответственности, там, где он может получить некоторое представление об институтах, функциях и
ролях, которые будут благоприятствовать его ответственному участию, - он будет добиваться приятных
достижений во владении орудиями и оружием, в умелом обращении со значимыми игрушками и в
уходе за младшими детьми.
Конечно, родительский набор является сначала детским по природе: то, что на протяжении всей
жизни человека его совесть остается частично детской, составляет самую суть человеческой трагедии.
Ибо супер-эго ребенка способно быть грубым, безжалостным и непреклонным, как можно заметить в
случаях, когда дети чрезмерно контролируют себя и сжимают свое «Я» до точки самоуничтожения;
когда они развивают сверхпослушание, более педантичное, чем то, которого хотели добиться родители;
или когда они развивают глубокие регрессии и стойкие обиды, так как сами родители, оказывается, не
живут по этой новой совести. Один из глубочайших конфликтов в человеческой жизни - ненависть к
тому из родителей, кто служил образцом и исполнителем воли супер-эго, но сам, как выяснилось,
пытается выйти сухим из воды в случае тех же прегрешений, которые ребенок больше не мог терпеть у
себя. Подозрительность и способность изворачиваться, образуя смесь с таким качеством супер-эго как
«все или ничего» (характерным для этого рупора моральной традиции), делает человека морального (в
смысле морализирующего) большой потенциальной опасностью для его собственного эго, да и для эго
всех его собратьев.
Во взрослой патологии резидуальный конфликт, порожденный чрезмерной инициативой,
выражается либо в истерическом отрицании, которое вызывает регрессию желания или аннулирование
его исполнительного органа посредством паралича, торможения или импотенции; либо в
сверхкомпенсаторной рисовке, когда испуганный индивидуум так страстно желает «увернуться», что
вместо этого «высовывается». Погружение в психосоматическую болезнь также становится теперь
обычным делом: как если бы культура вынудила человека неуемно рекламировать себя и настолько
идентифицироваться со своей собственной рекламой, что только болезнь может принести ему спасение.
И здесь мы снова должны считаться не только с индивидуальной психопатологией, но и с той
внутренней энергоустановкой гнева, которая должна быть «затоплена» на этой стадии, так же как
подавляются и сдерживаются излишне оптимистичные надежды и дикие фантазии. Результирующая
уверенность в своей правоте - часто главная награда за добропорядочность - позднее может быть
обращена против других в виде постоянного и совершенно нетерпимого поучающего надзора, так что
доминирующим стремлением человека становится запрещение, а не направление инициативы. С другой
стороны, даже у нравственного человека инициатива склонна прорывать границы самоограничения,
позволяя ему на своей или чужой территории делать другим то, что он никогда бы не сделал или не
потерпел бы по отношению к самому себе.
В виду опасных потенций долгого детства человека было бы разумно не забывать об общем
плане этапов человеческой жизни и возможностях руководства «племенем младым», пока оно еще
действительно младое. И здесь мы видим, что в соответствии с мудростью базального плана ребенок
никогда так не склонен учиться быстро и жадно, стремительно взрослеть в смысле разделения
обязанностей и дел, как на этой стадии своего развития. Он хочет и может заниматься совместными
делами, объединяться с другими детьми для придумывания и планирования таких дел, и он стремится
извлекать пользу из своих учителей и подражать идеальным прототипам. Конечно, он остается
идентифицированным с родителем своего пола, но теперь уже ищет благоприятные для себя
возможности там, где идентификация с делом, вероятно, сулит простор для инициативы без слишком
сильного детского конфликта или эдиповой вины и оказывается более реалистической, основанной на
духе равенства, постигаемого на личном опыте совместной деятельности. Во всяком случае, «эдипова»
стадия имеет результатом не только введение деспотического правления морального чувства,
ограничивающего горизонты дозволенного; она также задает направление движения к возможному и
реальному, которое позволяет мечты раннего детства связать с целями активной взрослой жизни.
Поэтому социальные институты предлагают детям этого возраста экономический этос в образе
идеальных взрослых, узнаваемых по своей особой одежде и функциям и достаточно привлекательных,
чтобы заменить собой героев книжек с картинками и волшебных сказок.
4. Трудолюбие против чувства неполноценности
Таким образом, могло показаться, что внутренне ребенок целиком подготовлен для «вступления
в жизнь», если бы не одно обстоятельство: жизнь сперва должна быть школьной жизнью, независимо от
Hosted by uCoz