Navigation bar
  Print document Start Previous page
 177 of 200 
Next page End  

первичной вины, которое мы обсуждали раньше, привязывает крестьянина к циклу его скорбного
искупления и безудержного веселья, делая его зависимым от урожайного года. Христианство, конечно,
ухватилось за этот вечный цикл и наложило на него свой собственный годовой календарь прегрешения
и искупления, гибели и спасения.
Я могу завершить эту темную тему лишь ссылкой на воспоминание Горького, выдающее
читателю отождествление возделываемой земли и покоряемой женщины, равно как и маниакальный
вызов ее хозяина. [Горький М. Собр. соч. в 18 т. - Т. 18. - М.: Гослитиздат, 1963. С. 16-17.]
... Он [Чехов] говорил:
- Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы
земля наша!
Затеяв писать пьесу «Васька Буслаев», я прочитал ему хвастливый Васькин монолог:
Эхма, кабы силы да поболе мне!
Жарко бы дохнул я - снега бы растопил,
Круг земли пошел бы да всю распахал,
Век бы ходил - города городил
Церкви бы строил да сады все садил!
Землю разукрасил бы - как девушку,
Обнял бы ее - как невесту свою,
Поднял бы я землю ко своим грудям,
Поднял бы, понес ее ко Господу:
- Дал бы я тебе ее в подарочек,
Да - накладно будет - самому дорога!
Чехову понравился этот монолог, взволнованно покашливая, он говорил мне..:
- Это хорошо... Очень настоящее, человеческое! Именно в этом «смысл философии всей».
Человек сделал землю обитаемой, он сделает ее и уютной для себя. - Кивнув упрямо головой, повторил:
- Сделает!
Предложил прочитать похвальбу Васькину еще раз, выслушал, глядя в окно, и посоветовал:
- Две последние строчки - не надо, это озорство. Лишнее...
4. Эксплуатируемые
А. Святой и нищий
Цыганок - найденыш - не был рожден в грехе, подобно остальному племени, дядьям, «зверью».
Поэтому, как говорит бабушка, он - «простая душа». Цыганок грациозен и ловок в движениях, что он
убедительно продемонстрировал в пляске, тогда как другие мужчины кажутся зажатыми,
одеревеневшими, а когда напьются или разъярятся, то становятся похожими на грузовики без тормозов.
Цыганок не был чьим-то сыном, не претендовал на имущество и никому не завидовал: как если бы его
сиротство предполагало непорочное зачатие. И действительно, фильм довольно тонко и искусно создает
его образ как первого христианина, милосердного и не теряющего надежды.
Цыганок рассказывает Ал¸ше о его умершем отце. Он был другим: с понятием.
Поэтому
Каширины и ненавидели Максима Пешкова. Здесь вводится тема, которая позже поднимается еще раз -
с появлением анархиста, типичного представителя тех, кто понимает и принимает бездомность. Отцы
вместе со своими жадными сыновьями ненавидят их как носителей совершенно нового начала, с
которым невозможно сражаться старым оружием: ведь эти люди читают, думают, планируют. Таким
образом, именно Цыганок снабжает пытливую душу Ал¸ши образами его будущей идентичности.
Цыганок одобряет тех, кто «понимает», хотя сам к ним не относится. У него другой недостаток и
он опасно отличается в другом отношении. Цыганок - «добрый». После той памятной порки его руки
были по локти в красных рубцах, и он весело сознается, что удерживая Ал¸шу на скамейке, подставлял
их, чтобы хоть немного ослабить жесточайшие удары. «Ведь я тебя люблю, - за то и боль принял, за
любовь!» - говорит он очарованному мальчику, чье сердце рвется к нему. А затем Цыганок учит Ал¸шу,
как принимать удары: «Когда тебя вдругорядь сечь будут, ты, гляди, не сжимайся, не сжимай тело-то,
чуешь? Вдвойне больней, когда тело сожмешь, а ты распусти его свободно, чтобы оно мягко было, -
киселем лежи! И не надувайся, дыши во всю, кричи благим матом, -
ты это помни, это хорошо!» Он
Hosted by uCoz