Navigation bar
  Print document Start Previous page
 163 of 229 
Next page End  

Эффективность групповой деятельности. Все динамические процессы,
происходящие в малой группе, обеспечивают определенным образом
эффективность групповой деятельности. Логично и этот вопрос рассмотреть как
составную часть проблемы групповой динамики. Эффективность деятельности
малой группы может быть исследована на различных уровнях. Когда малая
группа понимается прежде всего как лабораторная группа, эффективность ее
деятельности означает эффективность деятельности по выполнению
конкретного задания экспериментатора. Не случайно поэтому, что большинство
экспериментальных работ по данной проблеме выполнены как лабораторные
эксперименты. Начало этим работам было положено в школе групповой
динамики. В них были выявлены некоторые общие характеристики
эффективности деятельности группы: зависимость эффективности от
сплоченности группы, от стиля руководства, влияние на эффективность способа
принятия групповых решений и т.д. Формальные стороны этих взаимосвязей
весьма значимы для постижения природы групповых процессов.
Однако такие исследования ничего не могут сказать о том, как влияют на
эффективность деятельности группы характер этой деятельности, ее
содержание. Более того, при принятых образцах исследования этой проблемы она
рассматривается односторонне. Эта односторонность усугубляется еще и тем
обстоятельством, что эффективность деятельности групп стала уже давно объектом
не только социально-психологических исследований, она в равной степени
интересует, например, и экономистов, для которых, естественно, проблема
оборачивается преимущественно одной стороной, а именно сведением
эффективности деятельности группы к ее продуктивности. Поскольку
большинство работ по эффективности проведено на рабочих бригадах,
проблема зачастую стала формулироваться как проблема производительности
труда последних. Эффективность деятельности группы оказалась сведенной к
производительности труда в ней.
В действительности же производительность труда группы (или
продуктивность) есть лишь один показатель эффективности. Другой, не менее
важный показатель — это удовлетворенность членов группы трудом в группе.
Между тем эта сторона эффективности оказалась практически не
исследованной. Точнее было бы сказать, что проблема удовлетворенности
присутствовала в исследованиях, однако интерпретация ее была весьма
специфичной: имелась в виду, как правило, эмоциональная удовлетворенность
индивида группой. Результаты экспериментальных исследований были
довольно противоречивыми: в некоторых случаях такого рода
удовлетворенность повышала эффективность деятельности группы, в других
случаях — нет. Объясняется это противоречие тем, что эффективность
связывалась с таким показателем, как совместная деятельность группы, а
удовлетворенность — с системой преимущественно межличностных
отношений.
Проблема удовлетворенности, между тем, имеет другую сторону — как
проблема удовлетворенности трудом, т.е. выступает в непосредственном
отношении к совместной групповой деятельности. Акцент на этой стороне
проблемы не мог быть сделан без одновременной разработки вопроса о роли
совместной деятельности группы как ее важнейшем интеграторе, об уровнях
развития группы на основе развития этой деятельности. Принятие принципа
совместной деятельности в качестве важнейшего интегратора группы диктует
определенные требования к изучению эффективности. Она должна быть
Hosted by uCoz