Navigation bar
  Print document Start Previous page
 9 of 229 
Next page End  

На первый взгляд кажется, что эта позиция сильно отличается от
современного взгляда на социальную психологию, как она была нами условно
определена. Но в действительности отличие здесь чисто терминологическое:
Выготский сравнивает не «общую» и «социальную» психологию (как это обычно
делается теперь), а «социальную» и «коллективную». Но легко видеть, что
«социальная» психология для него — это та самая общая психология, которая
усвоила идею культурно-исторической детерминации психики (в терминологии 20-х гг.
— это такая общая психология, которая «вся стала социальной»). Термином же
«коллективная психология» Выготский обозначает тот самый второй аспект
понимания социальной психологии, который не сумели увидеть многие другие
психологи 20-х гг. или относительно которой они не сумели найти подлинно научной
методологии исследования.
Поэтому можно по праву утверждать, что идеи Выготского, высказанные им в 20-
е гг. и позже, в 30-е гг. явились необходимой предпосылкой, сформировавшейся внутри
психологической науки, для того чтобы впоследствии наиболее точно определить
предмет социальной психологии.
Современные представления о предмете социальной психологии. В конце 50-
х — начале 60-х гг. развернулся второй этап дискуссии о предмете социальной
психологии. Два обстоятельства способствовали новому обсуждению этой проблемы.
Во-первых, все расширяющиеся запросы практики. Решение основных
экономических, социальных и политических проблем позволило более пристально
анализировать психологическую сторону различных проявлений общественной
жизни. Активное обратное воздействие на ход объективных процессов должно быть
особенно детально исследовано в современных условиях, когда психологический,
«человеческий» фактор приобретает столь значительную роль. Механизмы
конкретного взаимодействия общества и личности в этих условиях должны быть
исследованы не только на социологическом, но и на социально-психологическом
уровне.
Во-вторых, к моменту, когда все эти проблемы с особой остротой были
поставлены жизнью, произошли серьезные изменения и в области самой
психологической науки. Советская психология, осуществляя свою радикальную
перестройку на базе марксистской философии, превратилась к этому времени в
развитую дисциплину, располагающую и солидными теоретическими работами, и
широко разветвленной практикой экспериментальных исследований. Значительно
возросла квалификация исследователей как в профессиональном, так и в
методологическом плане. К этому же времени произошли изменения в общей
духовной жизни общества, что было связано с некоторым смягчением
идеологического пресса и начавшейся «оттепелью» и позволило обсуждать судьбу
социальной психологии не в качестве «буржуазной науки». Таким образом, были
созданы и необходимые субъективные предпосылки для нового обсуждения вопроса о
судьбах социальной психологии, о ее предмете, задачах, методах, а также о ее месте в
системе наук. Обсуждение этих вопросов на новом уровне становилось не только
необходимым, но и возможным.
Дискуссия началась в 1959 г. статьей А.Г. Ковалева, опубликованной в
журнале «Вестник ЛГУ» (Ковалев, 1959), после чего была продолжена на Втором
Всесоюзном съезде психологов в 1963 г., а также на страницах журнала «Вопросы
философии» (1962, ¹ 2, 5). Основная полемика касалась двух вопросов: 1)
понимания предмета социальной психологии и соответственно круга ее задач; 2)
соотношения социальной психологии с психологией, с одной стороны, и с
социологией — с другой. Несмотря на обилие нюансов различных точек зрения, все они
могут быть сгруппированы в несколько основных подходов.
Hosted by uCoz