Navigation bar
  Print document Start Previous page
 80 of 142 
Next page End  

внутренние противоречия, которые не позволяли сделать однозначный вывод об эффективности тех или
иных форм организации бизнеса. Подчеркнем, что такое положение практически господствовало в
теории в течение длительного времени – по крайней мере, до тех пор, пока ученые не обратили
внимания на различия в результатах деятельности крупных корпораций, обусловленные построением и
спецификой внутриорганизационных отношений и процессов. Первые практические шаги менеджмента
в этом направлении были сделаны еще в 20-х годах, но теоретическое осмысление и обоснование
произошло значительно позже – конец 50-начало 60-х годов.
Здесь следует обратить внимание на то, что такая постановка вопроса имеет право на существование
лишь в развитой рыночной экономике, где фирмами логически последовательно пройдены все этапы
становления как реализации отношений собственности и контроля, так и развития организационных
форм. В прикладном значении это означает, что высшие организационные формы внутрифирменных
отношений могут доказать свою эффективность лишь применительно к крупным многопрофильным
фирмам и не дадут эффекта в небольших компаниях с несложной производственной программой. 
Таким образом, основная задача предстоящего анализа состоит в выяснении возможности разрешения
противоречия треугольника отношений собственность – контроль – управление с помощью перехода к
организационным структурам, созданным на иных принципиальных основах, а также определении
некоторых характеристик внутриорганизационных отношений, однозначно детерминирующих
институциональную эффективность корпораций.
Методологическая и теоретическая основа излагаемого материала – современный институционализм,
обративший особое внимание на проблемы функционирования организаций, и прежде всего
оцениваемая как наиболее перспективная для развития теории фирмы концепция трансакционных
издержек О. И. Уильямсона
. Этим обусловливается правомерность рассмотрения в рамках
трансформации организационных структур влияющих аспектов контрактных отношений, особенностей
движения информации и целеполагания менеджмента.
Подобный подход позволяет разделить все имеющиеся организационные структуры на три группы:
унитарные (У-структуры), или неразделенные, холдинговые (Х-структуры)
и малтидивизиональные
(М-структуры).
У-структуры воплощают в себе неоклассический вариант определения оптимальных размеров
предприятия, основой которого выступает производственная функция. Понятно, что при этом
игнорируются издержки контрактных отношений, определяемые внутриорганизационными
отношениями пределы развития компании, предполагается смешение целей организации и
менеджмента, информационная жесткость процессов управления.
Такие структуры характеризуются неспецифическими активами, то есть технологией общего
назначения, и для них устойчивость спроса определяется экономическими условиями в целом,
покупателями, которые свободно “перебирают” продавцов в рамках классической рыночной
контрактации. Считается, что дополнительные обеспечивающие факторы не требуются – в
конкурентных условиях активы общего назначения обеспечат существование и развитие организации.
Следовательно, и организационное построение У-структур может быть достаточно жестким,
относительно свободным от тех или иных катаклизмов внешней среды (как правило, это линейные или
линейно-функциональные (линейно-штабные) построения).
Кроме того, У-структуры являются централизованными не только по критерию отсутствия достаточной
самостоятельности общего (не линейного и не функционального) характера. Унитарность и централизм
их организационного построения опираются на специфичность движения и обработки управленческой
информации. 
Основные принципы работы менеджмента с информацией в данном случае – преимущественное
движение информации внутри организации, причем, как правило, сверху вниз и наоборот, а не по
горизонтали, а также неразделенность информации оперативной (текущей, обслуживающей
непосредственные интересы производства и реализации продукции) и стратегической
(ориентированной на взаимодействие с внешней средой и долговременные интересы развития
организации). 
Кроме того, информация является основой принятия управленческих решений, которые в значительной
мере централизованы в руках высшего менеджмента, руководители линейных и функциональных
подразделений вынуждены “выталкивать” их на более высокий иерархический уровень. Поэтому у
последних практически не может возникнуть непосредственной и оперативной реакцию последних на
изменения внешней среды. У-структуры, как правило, характеризуются монополией власти высших
Hosted by uCoz