Navigation bar
  Print document Start Previous page
 90 of 142 
Next page End  

Развитие менеджмента как процесс достижения наибольшей эффективности функционирования
организаций на основе мобилизации:
нормирования, рационирования, 
потенциала бюрократической организации, 
мотивации, 
стратегии, 
маркетинга, 
управления финансами, 
собственно структуры (отход от жесткой структуры, переход к гибким структурам).
Достижение прироста эффективности функционирования организаций за счет увеличения затрат на
менеджмент, которые, в свою очередь, способствуют более быстрому росту результата
функционирования организаций. Мобилизация последующего фактора по мере исчерпания позитивного
потенциала предыдущего. Ответственность менеджмента. Границы использования факторов
менеджмента на предприятиях в зависимости от их размера и параметров внешней среды. Специфика
современной России.
Строго говоря, история менеджмента насчитывает чуть больше одного века. Правда, ведя разговор о
менеджерских (управленческих) революциях, мы отмечали, что в период промышленной революции
стали происходить процессы отделения управления от собственности и формирования слоя наемных
управляющих (см. выше), однако он принял необратимую форму только к концу XIX века, когда
появилась научная школа менеджмента (работы Ф. Тейлора прежде всего).
Что нового было внесено в существовавший и до этого процесс управления организациями (вспомним
проблему концентрации и централизации капитала, которая протекала и в технологической, и в
организационной, и в экономической формах (см. выше))? Какой новый ресурс был мобилизован для
упорядочивания работы организаций? Это - нормирование деятельности, которое позволило
рационировать все трудовые операции, свести к минимуму потери рабочего времени как в процессе
непосредственного производства, так и на “стыках” между операциями и процессами.
В результате всего этого был достигнут зримый рост производительной силы труда, что не могло было
не сказаться на общем уровне эффективности функционирования фирмы. Дополнительные затраты на
осуществление процесса нормирования были существенно ниже дополнительного эффекта (результата),
который был получен в результате использования данного менеджерского ресурса (можно говорить и о
менеджерской технологии).
Здесь очевидно, что дополнительные затраты на менеджмент окупились сполна. Менеджеры не могли
были не уверовать в собственные силы и в возможность непосредственного их влияния на
производительную силу труда и эффективность функционирования фирмы.
Однако постепенно эйфория улеглась и кое-где даже сменилась унынием. Достигнув рационального
способа упорядочивания трудовых движений работника и рационального распределения операций и
обязанностей между сотрудниками, фирма фактически столкнулась с резким замедлением темпов
прироста производительной силы труда, что не могло было не сказаться на общей эффективности
функционирования фирмы.
Выход был найден в рамках административной школы в менеджменте (работы А. Файоля),
позволившей вовлечь в “менеджерский оборот” новый ресурс - бюрократическую организацию,
дающую возможность рационировать работу не производительных работников, а самих управленцев
разных уровней иерархии, за которыми закреплялись различные функции.
Расходы на создание бюрократических структур (многоуровневых административных иерархий)
достаточно быстро окупались за счет улучшения уровня слаженности действий всех подразделений
компании и сокращения потерь “на стыках” всего процесса движения капитала, что приводило к
ускорению оборота капитала и росту эффективности функционирования фирмы в целом. 
Более подробно “плюсы” бюрократической структуры выглядят следующим образом: 1) иерархическая
цепочка команд, которая привносит простой и масштабный порядок в организацию, 2) специализация и
организация на основе должностных обязанностей, дающие возможность добиться эффективности за
счет разделения труда и сосредоточения интеллекта в центре организации, 3) единые правила для всех,
создающие ощущение справедливости, 4) стандартные процедуры, обеспечивающие жесткую
организационную связь, позволяющие преодолеть устаревшие методы работы, 5) карьера в результате
продвижения по служебной лестнице, обеспечивающая преемственность управленцев и
профессионалов, 6) безличностные отношения, снижающие роль семейственности в организации и
Hosted by uCoz