Navigation bar
  Print document Start Previous page
 115 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
свободы, полученной ею при рождении». Между тем она рожает детей, она столь же умна
и даже более утонченна, чем мужчина; ограничивать ее деятельность просто
возмутительно, «и делается это уж наверное не по велению Господа, не по необходимости
и не по здравому соображению, но в силу общепринятого обычая, через воспитание, труд
и в особенности через насилие и угнетение». Он, конечно, не требует равенства полов, но
хочет, чтобы к женщине относились с уважением. Труд этот имел неимоверный успех,
равно как и другая апология женщины — «Неодолимая сила», и проникнутая
платоновским мистицизмом «Великолепная подруга» Эроэ. В одной любопытной книге,
предвосхитившей учение Сен-Симона, Постель возвещает о пришествии новой Евы —
матери, которая должна переродить человечество, — ему даже кажется, что он ее где-то
видел: она умерла и, возможно, перевоплотилась в него. Маргарита Валуа проявляет
большую сдержанность — в своей «Ученой и утонченной речи» она заявляет, что в
женщине есть что-то божественное. Но больше всех послужила пером своему полу
Маргарита Наваррская, противопоставившая нравственной распущенности идеал
сентиментального мистицизма и целомудрия без ханжества и попытавшаяся примирить
брак с любовью к чести и женским счастьем. Разумеется, противники женщин оружия не
сложили. В частности, в «Препирательстве мужского и женского пола», написанном в
ответ Агриппе, мы снова встречаем все те же средневековые аргументы. Рабле в третьей
книге «Гаргантюа и Пантагрюэль» дает остросатирическое описание брака в традиции
Мать¸ и Дешана — в то же время вершить закон в счастливом Телемском аббатстве
предоставляется женщинам, С новой, особенно язвительной силой антифеминизм
выступает в 1617 году, когда Жак Оливье пишет «Азбуку женского несовершенства и
лукавства»; на обложке была воспроизведена гравюра, изображающая женщину с руками
гарпии, в перьях похоти, на курьих ножках, потому что она такая же, как курица, плохая
хозяйка; и на каждую букву алфавита приводился один из ее пороков. Снова
представитель Церкви разжигал старую распрю, М-ль де Гурне парировала «Равенством
мужчин и женщин». Тут с «Сатирическими парнасами и кабаре» на нравы женщин
обрушивается целый поток фривольной литературы, а для пущего их устрашения святоши
приводят цитаты из апостола Павла, Отцов Церкви, Екклезиаста. Неисчерпаемой темой
сатиры Матюрена Ренье и его друзей стала опять же женщина. В противоположном лагере
апологеты снова приводят и комментируют на все лады аргументы Агриппы. Отец
 
145 
-2242 
дю Боек требует в «Честной женщине», чтобы женщинам позволили учиться. «Астрея», а
с ней целый поток галантной литературы прославляют их заслуги в рондо, сонетах,
элегиях и т.п.
Даже успехи, достигнутые женщинами, вызывают новые на них нападки; женщины из
прециозных салонов восстанавливают против себя общественное мнение; публика
рукоплещет «Смешным жеманницам», а немного позднее — «Ученым женщинам». И все
же Мольер не был врагом женщин: он горячо выступает против навязанных браков,
требует для девушки свободы чувств, а для супруги — уважения и независимости. А вот
Боссюэ, напротив, совсем не щадит их в своих проповедях. Первая женщина, вещает он,
была «всего лишь частью Адама, чем-то гораздо меньшим. Примерно в той же пропорции
она наделена и разумом». Направленная против женщин сатира Буало — всего лишь
упражнение в риторике, однако она провоцирует новый всплеск негодования: Прадон,
Hosted by uCoz