Navigation bar
  Print document Start Previous page
 119 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
чтобы в обществе существовала строгая иерархия; семья, неделимая социальная ячейка,
представляется микрокосмом общества. «Мужчина для женщины — то же, что женщина
для ребенка; или: власть для министра — то же, что министр для подданного», — говорит
Бональд. В семье, определение которой Ле Плэ дает в середине века, соблюдается та же
иерархия.
Огюст Конт тоже настаивает на иерархии полов, правда немного иначе; между полами
существуют «кардинальные различия одновременно психического и морального свойства,
которые во всех животных видах и особенно в роде человеческом решительно отделяют
их друг от друга». Женственность — это что-то вроде «постоянного детства», не дающего
женщине приблизиться к «идеальному типу представителя рода людского». Такая
биологическая инфантильность проявляется в умственной слабости; этому живущему
исключительно чувствами существу предназначена роль супруги и домашней хозяйки,
она не может конкурировать с мужчиной — «ни руководящая деятельность, ни
образование ей не пристало». Как и у Бональда, у Конта женщина заточается в семье, а
руководит этим обществом в миниатюре отец, ибо женщина «неспособна ни на какое
руководство, даже домашнее», она лишь следит за хозяйством и советует. Образование ее
должно быть ограничено. «Женщины и пролетарии не могут и не должны становиться
писателями, да они и не хотят этого», И Конт предрекает, что эволюция общества
приведет к полному устранению женского труда вне семьи. Во второй части своего труда
Конт под влиянием любви к Клотильде де Во превозносит женщину, делает ее почти
божеством, эманацией великого существа; именно ей, согласно позитивистской религии,
будет поклоняться народ в храме Человечества; но поклонения она заслуживает одним
своим нравственным обликом; пока мужчина действует, она любит — в ее душе гораздо
больше альтруизма, чем у него. Однако все это, с точки зрения позитивизма, не
освобождает ее из семейного заточения; развод ей запрещен, а вдове желательно
оставаться вдовой навсегда; у нее нет ни экономических, ни политических прав; она всего
лишь супруга и воспитательница.
В более циничной манере Бальзак выражает тот же идеал. «Предназначение женщины и
единственная ее слава — это/заставлять биться мужские сердца... — пишет он в
«Физиологии брака». — Женщина — это собственность, приобретаемая по контракту;
причем движимость, ибо владение не требует документального подтверждения; то есть, в
сущности говоря, женщина — не что иное, как приложение к мужчине». Здесь писатель
выступает рупором буржуазии, которая реагирует на вольнодумие XVIII века и
угрожающие ей прогрессивные идеи удвоившим силу антифеминизмом. Блестяще показав
в начале работы «физиология брака», что установление это, где нет места любви,
неизбежно ведет женщину к адюльтеру, Бальзак увещевает супруга держать ее в полном
подчинении, если только он хочет избежать
 
К оглавлению
150 
насмешек и позора. Надо закрыть ей путь к образованию и культуре, запретить все, что
могло бы способствовать развитию индивидуальности, заставить носить неудобные
одежды, предписать обескровливающую диету. Буржуазия в точности следует этой
Hosted by uCoz