Navigation bar
  Print document Start Previous page
 149 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
 
185 
ние, воля, трансценденция, это — дух; но это и материя, пассивность, имманентность, это
— плоть, Эсхил, Аристотель, Гиппократ провозгласили, что на земле, как и на Олимпе,
подлинно творческое начало — это начало мужское: от него происходят форма, число,
движение; колосья преумножаются благодаря Деметре, но первопричина колоса и его
истинность — в Зевсе; плодовитость женщины стала рассматриваться лишь как пассивная
добродетель. Она — земля, мужчина же — семя, она — вода, он — огонь. Сотворение
мира часто представлялось как брак огня и воды; живые существа рождаются из теплой
влаги; Солнце — супруг Моря; Солнце, Огонь — это божества мужского пола; а Море —
это один из наиболее универсальных материнских символов. Инертная вода терпит
воздействие палящих лучей, которые ее оплодотворяют. И так же неподвижная,
возделанная трудами человека пашня принимает зерна в свои борозды. Между тем ее
участие необходимо: она питает семя, хранит его в себе, дает ему плоть. Поэтому даже
после свержения с престола Великой Матери мужчина продолжал поклоняться богиням
плодородия1; Кибеле он обязан своим урожаем, стадами, своим благополучием. Он
обязан ей собственной жизнью. Он возносит воду до высот огня. «Слава морю! Слава
пучине, объятой священным огнем! Слава волне! Слава огню! Слава чудному событию!»
— пишет Г¸те во второй части «Фауста»: Слава чуду и хваленье Морю в пламени и пене!
Слава влаге и огню! Слава редкостному дню!2
Он почитает Землю — «The
matron
Clay» («Матрону Плоть»), как называет ее Блейк.
Один индийский пророк советует своим ученикам не копать землю, ибо «грех уязвить,
порезать, разорвать нашу общую мать, возделывая ее под пашню,., Возьму ли я в руки
нож, чтобы вонзить его в грудь моей матери?.. Покалечу ли плоть ее, чтобы добраться до
костей?.. Как посмел бы я остричь волосы матери моей?» В Центральной Индии байжа
также считают за грех «плугом разрывать чрево земли-матери», И наоборот, Эсхил
говорит об Эдипе, что он «дерзнул обронить семя в борозду, из которой был рожден».
Софокл говорит об «отцовских бороздах» и о «пахаре, хозяине далекого поля, в которое
наведывается лишь раз в пору сева». Возлюбленная из египетской песни
1 «Я буду воспевать землю, всеобщую матерь на незыблемых опорах, почтенную
прародительницу, питающую в своем лоне все сущее», — говорится в одном гомеровском
гимне. Эсхил тоже прославляет землю, которая «порождает все существа, питает их, а
потом снова принимает от них плодотворное семя».
2 Перевод Б. Пастернака.
 
186 
заявляет: «Я — земля!» В исламских текстах женщину называют «полем... виноградом».
Святой Франциск Ассизский в одном из своих гимнов говорит о «сестре нашей земле,
матери нашей, хранящей и лелеющей нас, производящей самые разнообразные плоды с
разноцветными цветами и травой». Мишле, принимая грязевые ванны в Аккуи,
восклицает: «О дорогая наша общая мать! Мы с тобой одно. Из тебя я пришел, к тебе
Hosted by uCoz