Navigation bar
  Print document Start Previous page
 239 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Но мифы эти получают в каждом случае совершенно различное звучание. Каким именно
будет Другой, определяется в зависимости от того, какой именно облик изберет для себя
Один. Любой человек утверждает себя в свободе и трансцендентности — но не все люди
вкладывают в эти слова одинаковый смысл. Для Монтерлана трансцендентность — это
состояние: трансцендирует он, и он парит в небесах героев; женщина прозябает на земле,
у него под ногами; ему нравится мерить расстояние от себя до нее; время от времени он
поднимает ее к себе, овладевает ею, потом сбрасывает обратно; и никогда сам не
снисходит до ее сферы липких сумерек, Лоуренс размещает трансцендентность в фаллосе;
жизнь и могущество фаллоса существуют только благодаря женщине; значит,
имманентность хороша и необходима; лжегерой, утверждающий, что далек от всего
земного, не сумев стать полубогом, не может быть и мужчиной; женщина вовсе не
презренна, она — сокровенное богатство, горячий источник; но она должна отказаться от
какой бы то ни было собственной трансцендентности и только питать трансцендентность
мужчины. Той же самоотверженности требует от нее и Клодель: он тоже считает, что
женщина призвана поддерживать жизнь, мужчина же своими деяниями способствует
продвижению жизни вперед; но для католика все, что происходит на земле, погружено в
никчемную им-
 
К оглавлению
290 
манентность: трансцендирует только Бог; в глазах Бога действующий мужчина и
служащая ему женщина абсолютно равны; каждому надо превзойти свое земное
существование, в любом случае спасение — дело индивидуальное. У Бретона иерархия
полов предстает в опрокинутом виде; действие, осознанная мысль, на которые мужчина
обращает свою трансцендентность, кажутся ему плотской мистификацией, порождающей
войну, глупость, бюрократию, отрицание человеческого; истина же — это имманентность,
чистое, непроницаемое присутствие реального; истинная трансценденция может
осуществиться только через возврат к имманентности. Его позиция прямо
противоположна позиции Монтерлана; последний любит войну за то, что там мужчины
избавлены от женщин, Бретон почитает женщину за то, что она несет мир; один
смешивает разум и субъективность и не принимает данный мир; другой думает, что разум
объективно присутствует в сердце мира; женщина компрометирует Монтерлана, потому
что нарушает его одиночество; для Бретона же она — откровение, потому что вырывает
его из субъективности. Что касается Стендаля, то, как мы видели, женщина у него едва ли
имеет мифологическое значение: он рассматривает ее тоже как трансцендентность; для
этого гуманиста свобода осуществляет себя во взаимных отношениях с другой свободой;
и пусть Другой будет просто кем-нибудь другим — этого, по его мнению, довольно,
чтобы в жизни появился «пикантный привкус»; он не ищет «звездного равновесия» и не
питается хлебом отвращения; он не жаждет чуда; он желает иметь дело не с космосом и не
с поэзией, но со свободой.
Дело в том, что и он таким образом проходит испытание как пропускающая свет свобода.
Остальные — и это один из важнейших моментов — полагают себя как
трансцендентность, но чувствуют себя пленниками чего-то непроницаемого, живущего у
них внутри: они проецируют на женщину это «неделимое ядро ночи». Монтерлану
свойственен описанный Адлером комплекс, заставляющий его" постоянно кривить
душой: он заключается в сочетании претензий и страхов, которые он воплощает в
Hosted by uCoz