Navigation bar
  Print document Start Previous page
 87 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
хотят отомстить людям, они создают женщину, и первое же такое существо женского
пола — Пандора — выпустило на землю все невзгоды на погибель человечеству. Другой
— это пассивность перед лицом активности, отличие, разбивающее единство, материя,
противостоящая форме, беспорядок, сопротивляющийся порядку. Так предназначением
женщины стало Зло. «Есть доброе начало, сотворившее порядок, свет и мужчину, и злое
начало, сотворившее хаос, мрак и женщину», — говорит Пифагор, Законы Ману
определяют ее как существо низкое, которое подобает держать в рабстве. Левит
приравнивает ее к скоту, находящемуся во владении главы семьи. Законодательство
Солона не предоставляет ей никаких прав. Римский кодекс отдает ее под опеку и заявляет
о ее «глупости». Каноническое право рассматривает ее как «врата Дьявола». Коран
говорит о ней с величайшим презрением.
Но в то же время Зло необходимо Добру, материя — идее, а ночь — свету. Мужчина
знает, что, если он хочет удовлетворить свои желания и продлить свое существование, без
женщины ему не обойтись; ее приходится вовлекать в общество — и по мере того, как она
подчиняется заведенному мужчинами порядку, она очищается от изначальной скверны.
Эта мысль отчетливо выражена в законах Ману: «С помощью законного брака женщина
обретает те же достоинства, что и ее супруг, подобно тому как река теряется в океане, и
после смерти может быть допущена в тот же небесный рай». Библия же с одобрением
рисует портрет «сильной женщины». Несмотря на свою ненависть к плоти, христианство
почитает посвященную девственницу и целомудренную и послушную супругу. Если
женщина причастна к культу, она даже может играть важную роль в религии; женщины-
брахманы в Индии или фламинии в Риме наделены не меньшей святостью, чем их мужья;
в супружеской паре повелевает мужчина, но союз мужского и женского начал по-
прежнему необходим для обеспечения плодородия, жизни и общественного порядка.
Эта амбивалентность Другого, Женского повлияет на весь ход истории женщины; вплоть
до наших дней она останется под властью мужской воли. Но воля эта имеет двойной
смысл; полное присвоение женщины низводит ее до уровня вещи; однако мужчина хочет,
чтобы все, что он завоевывает и чем владеет, имело собственное достоинство; Другой
сохраняет в его глазах какую-то часть первобытной магии; как сделать супругу
одновременно прислугой и подругой — вот одна из проблем, которую он пытается
решить; его поведение на протяжении веков будет меняться, что повлечет за собой
изменения и в женской судьбе1.
Мы проследим за ходом этих изменений на Западе. История женщины на Востоке, в
Индии и Китае в действительности представляет собой долгое и неизменное рабство. От
средних веков до наших дней предметом своего исследования мы изберем Францию,
история которой достаточно типична.
 
111 
11
Ill
Возникновение частной собственности лишило женщину власти, и с частной
собственностью будет на протяжении веков связана ее судьба: история женщины во
многом перекликается с историей наследства. Фундаментальное значение этого
Hosted by uCoz