Navigation bar
  Print document Start Previous page
 187 of 400 
Next page End  

пациентов, страдающих шизофренией и другими расстройствами, научить вести внутренние беседы так,
чтобы эти беседы вели к изменениям в их поведении. Он занялся исследованиями роли когнитивных
факторов в модификации поведения. Он сосредоточил усилия на внутренней речи, или внутреннем
диалоге, пытаясь его изменить, а также на мысленных образах, в надежде выяснить, действительно ли
эти изменения ведут к изменениям в мышлении, чувствах и поведении. Кроме того, Мейхенбаум
приступил к теоретическому обоснованию действия этих факторов на изменение поведения.
Полученные им результаты представлены в виде промежуточного отчета, а не в виде законченной
теории и практики.
Основываясь на данных о том, что собственная речь, внутренняя и внешняя, влияет на
поведение детей, Мейхенбаум исследовал использование обучения самоинструкциям для
гиперактивных, импульсивных детей. В лабораторных экспериментах было установлено, что
импульсивные дети хуже контролируют невербальное поведение с помощью слов по сравнению с
рефлексивными детьми; кроме того, импульсивные дети иначе используют собственную речь в
естественных игровых ситуациях, им недостает слов для общения и саморегуляции. Импульсивные дети
«не анализируют привычно и спонтанно свой опыт в когнитивно опосредованных терминах (как
вербально, так и мысленно), а также... не формулируют и не интернализуют правила, которыми могли
бы руководствоваться в новых ситуациях, связанных с научением» (Meichenbaum, 1974, р. 30). Поэтому
Мейхенбаум разработал программу обучения гиперактивных, импульсивных детей иначе вести
внутренний диалог, чтобы лучше справляться со сложными заданиями, спонтанно вырабатывать
вербальные стратегии и медиаторы, а также использовать эти медиаторы для наблюдения, руководства
и контроля за своим поведением.
Мейхенбаум с сотрудниками добился определенных успехов в изменении поведения
импульсивных, гиперактивных и агрессивных детей с помощью учебной программы, в соответствии с
которой экспериментатор моделирует виды поведения и самоинструкции, а ребенок повторяет их.
Оказалось, что добавление самообучения к оперантным процедурам улучшило результаты, получаемые
от одних только оперантных процедур. Вместе с тем внешнее подкрепление было неэффективно у тех
детей, которые объясняли достигнутые результаты везением или случаем, а не собственными усилиями.
Обучение самоинструкциям оказалось эффективным средством помочь детям увидеть причину
происходящего не в удаче или отсутствии способностей, а в прилагаемых усилиях. Мейхенбаум пришел
к выводу о том, что обучение самоинструкциям способствует изменению когнитивного и атрибутивного
стилей у детей, предупредив, однако, что эффективность данного подхода пока не проявилась
полностью.
Кроме того, Мейхенбаум разработал программу обучения самоинструкциям пациентов с
диагнозом «шизофрения». Он начал обучение со структурированных сенсомоторных заданий, а не
социальных взаимодействий, поскольку имеются данные о том, что требования, предъявляемые
межличностными отношениями, провоцируют такую симптоматику, как странные вербализации.
Начальные задания включали символьно-цифровой тест и невербальный тест интеллекта «Лабиринты
Портеуса». Пациентов обучили формулировать и использовать саморегулирующие высказывания. По
мере закрепления этих навыков добавлялись другие задания, в частности тест пословиц и интервью.
Когда пациент пытался контролировать ситуацию с помощью симптоматики, ему указывали на это,
предлагая считать такие проявления сигналом для использования самоинструкций, освоенных в ходе
выполнения более простых заданий.
«Каждого субъекта индивидуально обучали сначала наблюдать и оценивать собственное
поведение с помощью адресованных себе вопросов. Затем, если пациент оценивал свою деятельность
как неудовлетворительную, он учился инструктировать себя в соответствии с ситуацией для получения
желаемой реакции» (Meichenbaum, 1974, р. 71).
Экспериментатор моделировал вербализации для выполнения задания, а пациенты сначала
вслух, а затем про себя использовали те же вербализации при самостоятельном выполнении задания.
Вербализация включала повторение требований задания, инструкции выполнять задание медленно и
вдумчиво, когнитивную стратегию использования мысленных образов для поиска решения,
адресованные себе похвальные высказывания, пример плохой или ошибочной реакции, за которой
следовало признание ее таковой, а также высказывание, описывающее способы преодоления неудачи и
Hosted by uCoz