Navigation bar
  Print document Start Previous page
 54 of 400 
Next page End  

всех психических расстройств, в том числе невротического характера.
«1) Индивид с ложными представлениями о себе и окружающем мире, то есть с ошибочными
целями и ошибочным жизненным стилем, 2) будет склонен к различным формам аномального
поведения, нацеленного на поддержание своего мнения о себе, 3) при столкновении с ситуациями,
которые, как он чувствует, не удастся успешно преодолеть, вследствие ошибочных представлений и
неадекватной подготовки. 4) Ошибочным является центрирование на себе, без учета взаимодействия
между людьми. 5) Индивид не осознает эти процессы» (Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 239).
Невротические симптомы, часть невротической диспозиции, выполняют охранительную
функцию — поддерживают самооценку, а также служат оправданием неудач (например, «Я не могу
этого сделать из-за сильной тревоги»). Таким образом, невроз является расстройством типа «Я не могу...,
потому что...» или «Да, но...».
Допущения
На основании этих концепций высказывается двенадцать основных допущений (Ansbacher &
Ansbacher, 1964, pp. 1-2), в частности:
1.
В основе всей человеческой деятельности лежит одна основная динамическая сила,
стремление от субъективно неблагоприятной ситуации к субъективно благоприятной, от чувства
неполноценности к чувству превосходства, совершенству, целостности. Это стремление является
основной движущей силой.
2.
Стремление обретает свое специфическое направление от индивидуальной уникальной цели
или от идеального «Я», которые, хотя и создаются под влиянием биологических и средовых факторов,
являются порождением самого индивида. Так как это идеал, цель фиктивна. Люди креативны. Мы все,
в конце концов, хозяева собственной судьбы. Несомненно, биология и окружение влияют на нас, однако
эти факторы не являются определяющими, не они делают нас такими, какие мы есть. Напротив, наша
собственная креативность — выбор цели, средств, с помощью которых мы намереваемся достичь цели
— вот главный определяющий фактор.
3.
Цель видится индивиду «словно в тумане», то есть в значительной мере им не осознается.
Это область бессознательного, неизвестная часть цели. Хотя наша креативность может быть
задействована в стремлении к цели, мы не осознаем полностью, в чем эта цель заключается. Например,
не принято думать, что «в возрасте трех лет я определил свой жизненный стиль как контролирующий,
чтобы всегда быть хозяином положения». Вместе с тем девиз «быть хозяином положения» может стать
темой, организующей жизненный стиль или целью, хотя сознательно мы этого и не признаем. Мы «не
знаем» или «не осознаем» этого.
4.
Цель становится главной причиной, независимой переменной. Поскольку на основании цели
можно судить об индивиде, это может служить рабочей гипотезой для специалиста по психическому
здоровью. Цели жизненного стиля могут принимать различные формы, например, угождать, быть
справедливым, знающим, успешным (см. Корр, 1986). Но независимо от формы цель является
организующим началом для жизненного стиля.
5.
Все психологические процессы формируют самосогласующуюся с точки зрения цели
структуру, подобно пьесе, которую начинают создавать, имея в виду финал. Эта самосогласующаяся
структура личности и есть жизненный стиль. Он устанавливается в раннем возрасте и с этого
момента любое последующее поведение, которое, на первый взгляд, противоречит предыдущему,
является лишь новым средством на пути к той же цели. Жизненный стиль формируется в первые годы
жизни и остается стабильным, организующим началом, под влиянием которого человек действует.
Существует четыре типа жизненных стилей — руководящий тип (ruling type), получающий (getting type),
избегающий (avoiding type)
и социально полезный (socially useful type). (Несколько типов жизненного
стиля предложил Мозак (Mosak, 1971). Особенно поучительным нам видится подход Коппа (Корр,
1986), который подразделяет типы жизненных стилей в соответствии с типом, целью, ролевой
стратегией, тактикой и наличием или отсутствием социального интереса (см. также Wheeler, 1989).)
6.
Все очевидные психологические категории, такие как различные влечения или контраст
между сознательным и бессознательным, есть лишь аспекты единой системы отношений и не
Hosted by uCoz