Navigation bar
  Print document Start Previous page
 41 of 192 
Next page End  

свои автоматические мысли как на серию психологических событий, обусловленных личным способом
конструирования действительности, но не всегда правильно отражающих ее.
В данном случае терапевт может представить пациенту несколько частных гипотез и предложить
способы их проверки.
Гипотеза 1:
«Встречаясь с каким-либо человеком, вы автоматически думаете: "Я нравлюсь/не
нравлюсь ему"». Проверка: «Понаблюдайте, как часто вы гадаете о реакции окружающих на вас».
Гипотеза 2:
«Поскольку вы сейчас переживаете депрессию, большинство ваших ожиданий и
интерпретаций имеют негативную окраску». Проверка:
«Посчитайте, сколько раз за день вы ожидали
неприятностей или истолковывали негативным образом какое-либо событие».
Гипотеза 3: «Вы склонны усматривать оценочные компоненты (особенно негативные) в реакции
окружающих даже в тех случаях, когда у окружающих нет никаких оснований оценивать вас или
думать о вас». Проверка:
«После каждой встречи спросите себя: а) "Не чувствую ли я себя обиженным
или отвергнутым?" б) "Говорит ли что-либо за то, что этот человек обратил на меня внимание?" в)
"Если он заметил меня, что в его поведении может свидетельствовать о более чем нейтральной
реакции?"»
Терапевт должен помнить, что гипотезы — это всего-навсего формализованные догадки, а не
факты, не объективные данные. Объективными данными можно считать интроспективные наблюдения
пациента и результаты «экспериментальных» проверок.
Если выдвинутые гипотезы получат подтверждение, это позволит терапевту сформулировать
базовые («безмолвные») посылки, из которых исходит пациент. В данном примере эти посылки могут
звучать так: 1) «Невозможно быть счастливым, если тебя кто-то не любит»; 2) «Чтобы хорошо
относиться к себе, нужно, чтобы к тебе хорошо относились другие».
Поддерживайте обратную связь с пациентом
Взаимодействуя с пациентом, терапевт должен внимательно наблюдать за тем, какую реакцию
встречают у пациента его высказывания и поведение. Такого рода обратная связь является важнейшим
элементом терапевтического сотрудничества и имеет особое значение при работе с депрессивными
пациентами. Предусмотренная в когнитивной терапии процедура обратной связи направлена на то,
чтобы побудить пациента высказать свои мысли и чувства по поводу терапии, терапевта, домашних
заданий и т. п. Нужно учитывать, что депрессивные пациенты зачастую не желают «говорить
напрямик» из-за боязни ошибиться или вызвать критику терапевта и предпочитают согласиться с
предлагаемыми им формулировками и объяснениями. Терапевту приходится прилагать дополнительные
усилия, чтобы выяснить, чем вызвано согласие пациента (боязнью подвергнуться критике, желанием
угодить или иными причинами).
Необходимость обратной связи вызвана и тем, что многие пациенты склонны неверно
истолковывать заявления и вопросы терапевта. Например, одна пациентка чуть не расплакалась, когда
терапевт объяснил ей, чем вызвана ее негативная самооценка. Она сказала: «Я пришла к вам, чувствуя
себя подавленной. А вы заявляете, что у меня еще и нарушено мышление».
Процедура обратной связи
позволяет терапевту удостовериться в том, что они с пациентом настроены на одну волну и при
необходимости скорректировать интерпретации пациента.
Механизм обратной связи оговаривается на первой же сессии. Введя пациента в курс дела,
разъяснив ему методы когнитивной терапии, терапевт спрашивает, что он думает и чувствует в связи с
услышанным. В дальнейшем, в ходе последующих терапевтических сессий, он также должен побуждать
пациента сообщать о своих диссонирующих реакциях.
На первой сессии терапевт может обратиться к пациенту с такими словами.
«Теперь, когда мы обсудили ваши отрицательные эмоции и негативные мысли, я должен вам
сказать, что подобного рода негативные реакции с вашей стороны возможны и в ходе терапии. Может
случиться, что какие-то мои слова или действия покажутся вам обидными или оскорбительными. Ваше
восприятие может быть как верным, так и ошибочным. Единственный способ проверить правильность
ваших реакций — это сообщить мне о них. Я не могу знать, что вы чувствуете или думаете в отношении
меня или моего поведения, пока вы не поделитесь со мной вашими мыслями и чувствами. Очень скоро
вы поймете, что такого рода сообщения чрезвычайно важны в терапии, поскольку несут массу ценной
информации. В конце каждой встречи мы будем обсуждать вашу реакцию на состоявшуюся сессию, и
ваша задача — сообщать мне обо всем, что смущало или расстраивало вас, о любых неприятных
эмоциях, которые вы испытали во время интервью.»
Hosted by uCoz