Navigation bar
  Print document Start Previous page
 47 of 192 
Next page End  

аффективных реакций расценивается ими не как симптом депрессии, а как свидетельство необратимых
личностных изменений.
4. «Я не могу справиться со своими проблемами». В данном случае пациентка, испытывая
некоторые проблемы межличностного характера, преувеличивала степень их тяжести и одновременно с
этим недооценивала свои силы. Не веря в собственные возможности, пациентка избегала проблемных
ситуаций, что, в свою очередь, питало ее негативную самооценку.
5.
«Я плохой (плохая)». В данном случае мы имеем дело с типичной для депрессивных
пациентов негативной, моралистической оценкой фактов. Пациентка усмотрела в имевшихся у нее
симптомах депрессии (заторможенность, трудности с концентрацией внимания, утрата любви к
близким) свидетельство того, что она «ленивая эгоистка, которая думает только о себе».
6. «Жизнь бессмысленна». Подобные заявления могут указывать на наличие суицидальных
мыслей. (См. главу 10.)
Примечание. Несмотря на то, что центральная жалоба представляет собой лишь проявление
депрессии, к ней следует относиться как к проблеме, которая может усугублять депрессию. Поэтому
центральные жалобы должны быть определены и рассмотрены в самом начале терапии — желательно
на первой сессии.
Терапевтические цели первого интервью
Основной терапевтической целью первого интервью является ослабление хотя бы некоторых
симптомов, беспокоящих пациента. Очевидно, что эта задача согласуется и с потребностями пациента,
который рассчитывает на облегчение страданий, и с желанием терапевта помочь страдающему
человеку. Кроме того, если пациент видит, что терапевт способен оказать ему реальную помощь, он,
естественно, начинает испытывать доверие к терапевту и более охотно идет на сближение и
сотрудничество. Ослабление симптомов само по себе обнадеживает пациента, а положительный эффект
от «проработки» конкретной проблемы стимулирует его к выполнению домашних заданий.
Стремясь облегчить страдания пациента, терапевт не должен полагаться только на целебную
силу раппорта, сочувствия или обещаний «скорого выздоровления». Подбадривание и уговоры,
конечно, могут привести к временному облегчению, но не помогут скорректировать искаженные
представления и устойчиво-негативные прогнозы пациента. Более того, неоправданные обещания
терапевта вернутся к нему бумерангом, если пациент вдруг почувствует ухудшение, что весьма
вероятно при депрессии.
Наиболее эффективный путь — это определить круг проблем пациента и сразу же предложить
ему возможные способы их решения. Некоторые из этих способов можно опробовать уже в ходе
интервью, чтобы по завершении сессии пациент мог самостоятельно применить их. Любой «успешный
опыт» — даже опыт конфронтации с проблемой и ее объективного анализа — способен повысить
уверенность пациента в собственных силах. В каком-то смысле терапевтическое интервью можно
рассматривать как серию «мини-конфронтации»: терапевт формулирует «задачу» (задает вопрос;
выдвигает гипотезу), а пациент предлагает свое решение (отвечает на вопрос; принимает, отвергает или
корректирует гипотезу терапевта). Если они приходят к выводу, что пациент удовлетворительно
справился с предложенными ему «задачами», то вся эта процедура может быть воспринята пациентом
как «успешный опыт», опровергающий прежние представления о собственной неумелости и
несостоятельности. Разумеется, терапевт должен обладать мастерством; задачи (вопросы) должны быть
сформулированы так, чтобы подтолкнуть пациента к «правильному» ответу. Более предпочтительными,
например, являются вопросы закрытого типа.
Выбор симптомов-мишеней
Вряд ли возможно точно предугадать, какие проблемы обнаружатся у пациента в ходе первого
интервью, и заранее рекомендовать конкретные подходы. Однако, если говорить в целом, в
большинстве случаев умеренной и тяжелой депрессии в фокусе терапевтического вмешательства
должны быть преимущественно симптомы-мишени. [Симптомом-мишенью можно считать любой
компонент депрессии, вызывающий страдания у пациента и мешающий его нормальному
функционированию. Разнообразные симптомы-мишени могут быть сведены в следующие категории
(более подробное описание категорий содержится в работе Beck, 1967, pp. 10-43).]
1. Аффективные симптомы:
печаль, тоска, отсутствие удовлетворения, апатия, утрата
Hosted by uCoz