Navigation bar
  Print document Start Previous page
 112 of 144 
Next page End  

о христианской  религии,  сказал,  "что  в  течение более  чем  ста  лет  ее
последователями была только самая презренная чернь".
     На примерах,  аналогичных тем, на  которые я уже указывал  здесь, можно
ясно проследить, как зараза, действующая вначале  только  в народных  слоях,
постепенно переходит в высшие слои  общества; мы  можем  убедиться в этом на
наших  современных  социалистских  доктринах,  которыми  в  настоящее  время
начинают  увлекаться  уже  те, кто  осужден сделаться  первыми  жертвами  их
торжества. Действие заразы  настолько сильно и могущественно, что  перед ним
отступает всякий личный интерес.
     Вот  почему  всякое  мнение,  сделавшись  популярным,  в  конце  концов
получает  такую силу,  что  проникает  и в  самые  высшие социальные слои  и
становится там господствующим, хотя бы нелепость его была вполне очевидна. В
этом явлении заключается очень любопытная реакция низших социальных слоев на
высшие, тем  более любопытная, что все верования толпы всегда проистекают из
какой-нибудь высшей идеи, не пользовавшейся  никаким влиянием в той среде, в
которой она народилась. Обыкновенно вожаки, подпавшие под влияние этой идеи,
завладевают  ею,  извращают  се,  создают  секту,  которая  в  свою  очередь
извращает и затем распространяет ее в недрах масс, продолжающих извращать ее
все  более и  более. Сделавшись наконец народной истиной, эта идея некоторым
образом  возвращается  к  своему  первоначальному  источнику  и  тогда   уже
действует  на  высшие слои  нации. В конце концов  мы видим, что все-таки ум
управляет миром.  Философы, создавшие какие-нибудь  идеи, давно уже умерли и
превратились  в  прах,  но  благодаря описанному мною  механизму,  мысль  их
все-таки торжествует в конце концов.
     &3. ОБАЯНИЕ
     Идеи, распространяемые  путем утверждения, повторения и заразы, обязаны
своим   могуществом  главным   образом   таинственной  силе,   которую   они
приобретают, -- обаянию.
     Идеи  или  люди,   подчинявшие   себе  мир,   господствовали   над  ним
преимущественно благодаря этой непреодолимой силе,  именуемой  обаянием.  Мы
все  понимаем  значение этого слова,  но  оно употребляется  часто  в  таких
различных  смыслах,  что объяснить  его нелегко. Обаяние может слагаться  из
противоположных  чувств,  например, восхищения и страха.  В  основе  обаяния
действительно часто  заложены именно эти чувства, но иногда оно существует и
без них. Наибольшим обаянием,  например, пользуются умершие,  следовательно,
--  существа,  которых  мы  не боимся:  Александр, Цезарь, Магомет, Будда. С
другой стороны есть такие предметы и фикции, которые нисколько не возбуждают
в нас восхищения, например, чудовищные божества  подземных  храмов Индии, но
которые, тем не менее, имеют огромное обаяние. В действительности обаяние --
это  род  господства  какой-нибудь  идеи  или какого-нибудь  дела  над  умом
индивида. Это господство  парализует все  критические способности индивида и
наполняет  его душу  удивлением и почтением. Вызванное  чувство необъяснимо,
как и все чувства, но, вероятно, оно принадлежит к тому же порядку, к какому
принадлежит очарование, овладевающее замагнитизированным субъектом.  Обаяние
составляет самую  могущественную причину всякого господства; боги,  короли и
женщины не могли бы никогда властвовать без него.
     Различные  виды  обаяния  можно, однако,  подразделить  на две  главные
категории: обаяние приобретенное и обаяние личное. Приобретенное  обаяние --
то,   которое   доставляется  именем,  богатством,  репутацией;  оно   может
совершенно не  зависеть от личного  обаяния. Личное  же обаяние  носит более
индивидуальный характер  и  может существовать  одновременно  с  репутацией,
славой и богатством, но может обходиться и без них.
     Приобретенное или искусственное обаяние гораздо больше  распространено.
Уже одного того факта, что какойнибудь индивид занимает известное социальное
положение,  обладает  известным  богатством  и  титулами,  бывает   зачастую
Hosted by uCoz