Navigation bar
  Print document Start Previous page
 105 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Многое зависит от конкретных условий, на фоне которых разворачиваются эти события:
требований, которые взрослые предъявляют к ребенку в новой ситуации; их отношения и оценки
происходящего; уже сложившихся у ребенка черт характера и личности. Поэтому, например,
потеря отца для одного может мало что изменить в жизни, для другого - вызвать тяжелые
эмоциональные переживания из-за утраты любимого и близкого человека, для третьего - стать
стимулом для принятия на себя функций мужчины в семье.
Аналогичным образом тяжелая болезнь накладывает на естественную жизнь ребенка свои
ограничения, которые он вынужден соблюдать (например, постельный режим, ограниченная
подвижность), и в то же время требует приложения больших усилий для достижения тех же
успехов, что и его сверстники.
Во всех этих случаях изменяется социальная и психологическая позиция ребенка, которая
объективно подталкивает его к развитию черт, свойственных "взрослой", зрелой личности. А
зрелость личности - одна из важнейших предпосылок развития творческой способности в любой
области деятельности.
188
 
Повышенный интерес к психотравмирующим событиям детства характерен для психоанализа,
который постулирует, что склад личности достаточно жестко определяется на самых ранних
этапах развития ребенка. В психоаналитической традиции психотравмирующие ситуации
трактуются как любые переживания, связанные с недостатком родительской любви и заботы,
ревностью старшего или младшего ребенка к другим детям, которых якобы родители больше
любят. Особую роль играют отношения с матерью и отцом, связанные с эдиповым комплексом
ребенка', многие другие негативные переживания, которые заставляют ребенка контролировать
свои желания, потребности, вытеснять их в бессознательное. Но даже будучи вытесненными, эти
мощные либидозные импульсы2 ищут разрядки и могут находить себе выход в превращенной и
социально приемлемой форме - в научном творчестве.
В психоанализе такой процесс - разрядка энергии инстинктов в неинстинктивных, высших формах
поведения - называется сублимацией. С помощью этого механизма психоаналитически
ориентированные исследователи науки пытаются обосновать не только возникновение склонности
к научной деятельности, но и пробуждение интереса к ее конкретным проблемам и объектам. Так
одно из объяснений интереса Ньютона к проблеме гравитации основывалось на том, что в детстве
он был лишен родительской любви и заботы и всю оставшуюся жизнь испытывал
неудовлетворенную тягу к матери, которая и сублимировалась в его научных изысканиях (Manuel,
1968). Конечно, данную работу отличает чересчур прямолинейное применение положений
фрейдизма к интерпретации научных феноменов. В настоящее время среди психологов не так
часто встречаются "правоверные" приверженцы теории психоанализа. Однако ее идеи настолько
широко и прочно вошли в психологию, что оказались как бы растворены в коллективном сознании
западного и в особенности американского психологического сообщества, так что
' Эдипов комплекс - термин, введенный 3. Фрейдом для обозначения процесса,
развертывающегося на одной из стадий развития ребенка (от 3 до 6 лет), когда ребенок стремится
к сексуальному соединению с родителем противоположного пола, чувствует угрозу от родителя
одного с ним пола и со временем разрешает конфликт посредством идентификации с родителем
своего пола. Ребенок испытывает эротические чувства по отношению к родителю
противоположного пола, ненависть и ревность к родителю того же пола. Неразрешенные
проблемы эдипова комплекса являются, по мнению Фрейда, основным источником последующих
невротических моделей поведения (Хьелл, Зиглер, 1997, с. 157).
2 Либидо - часть психической энергии, ищущая удовлетворения исключительно в половом
поведении (сексуальная энергия) (Хьелл, Зиглер, 1997, с. 157).
189
 
отдельные элементы фрейдизма можно встретить у авторов, на первый взгляд весьма далеких от
психоанализа.
§ 5. Начало самостоятельной деятельности: отношения с научным руководителем
Изучение факторов выбора научной карьеры показало, что для многих ученых этот выбор вовсе не
являлся следствием глубинных раздумий или осознания своего призвания. Почти в половине
случаев он осуществлялся под значительным влиянием второстепенных факторов, не имеющих
прямого отношения к существу будущей деятельности: советов родных и близких; подражания
Hosted by uCoz