Navigation bar
  Print document Start Previous page
 3 of 107 
Next page End  

как вся направленность вашего предыдущего  образования и все  привычное ваше
мышление  будут  неизбежно  делать вас противниками  психоанализа и  сколько
нужно   будет  вам   преодолеть,  чтобы   совладать  с   этим  инстинктивным
сопротивлением.  Что  вы  поймете  в психоанализе  из  моих лекций,  заранее
сказать, естественно, трудно, однако могу твердо обещать, что, прослушав их,
вы не научитесь проводить психоаналитическое исследование и лечение. Если же
среди вас  найдется  кто-то,  кто не  удовлетворится  беглым  знакомством  с
психоанализом, а захочет прочно связать себя с ним, я не только не посоветую
это  сделать,  но  всячески   стану   его  предостерегать  от   этого  шага.
Обстоятельства  таковы,  что  подобный  выбор профессии  исключает для  него
всякую возможность продвижения в университете.  Если же такой врач  займется
практикой,   то  окажется  в   обществе,   не  понимающем  его  устремлений,
относящемся к нему с недоверием и враждебностью и ополчившем против него все
скрытые  темные  силы.  Возможно, кое-какие  моменты,  сопутствующие  войне,
свирепствующей ныне в Европе, дадут вам некоторое  представление о том,  что
сил этих -- легионы.
     Правда, всегда найдутся  люди, для которых новое  в познании имеет свою
привлекательность, несмотря  на  все  связанные с  этим  неудобства. И  если
кто-то  из  вас  из их числа и, несмотря на мои предостережения, придет сюда
снова, я буду рад приветствовать его. Однако  вы  все  вправе  знать,  какие
трудности связаны с психоанализом.
     Во-первых,  следует указать на сложность  преподавания  психоанализа  и
обучения  ему. На занятиях  по медицине вы привыкли к наглядности. Вы видите
анатомический  препарат, осадок при химической реакции, сокращение мышцы при
раздражении нервов.  Позднее  вам показывают больного, симптомы его  недуга,
последствия  болезненного  процесса, а  во  многих  случаях  и  возбудителей
болезни  в чистом виде. Изучая  хирургию, вы присутствуете при хирургических
вмешательствах для оказания помощи больному и можете сами провести операцию.
В   той  же   психиатрии   осмотр   больного   дает  вам  множество  фактов,
свидетельствующих об  изменениях  в  мимике,  о характере речи  и поведении,
которые  весьма  впечатляют. Таким образом, преподаватель  в медицине играет
роль гида-экскурсовода, сопровождающего вас по музею, в то время как вы сами
вступаете  в  непосредственный контакт с объектами и благодаря  собственному
восприятию убеждаетесь в существовании новых для нас явлений.
     В  психоанализе,  к  сожалению,  все  обстоит  совсем  по-другому.  При
аналитическом лечении не  происходит  ничего,  кроме  обмена  словами  между
пациентом и  врачом.  Пациент говорит, рассказывает о прошлых переживаниях и
нынешних  впечатлениях, жалуется,  признается  в своих желаниях и  чувствах.
Врач  же  слушает,  стараясь  управлять  ходом мыслей больного,  кое  о  чем
напоминает  ему,  удерживает его внимание в  определенном направлении,  дает
объяснения и наблюдает за  реакциями приятия или неприятия, которые он таким
образом  вызывает у  больного.  Необразованные  родственники  наших больных,
которым импонирует лишь явное  и ощутимое, а  больше  всего действия,  какие
можно  увидеть  разве  что  в  кинематографе,  никогда  не  упустят   случая
усомниться:  "Как  это  можно  вылечить  болезнь одними  разговорами?"  Это,
конечно, столь же недальновидно, сколь и непоследовательно. Ведь те же самые
люди убеждены, что больные "только выдумывают" свои симптомы. Когда-то слова
были  колдовством,  слово  и  теперь   во  многом  сохранило   свою  прежнюю
чудодейственную  силу. Словами один  человек может осчастливить другого  или
повергнуть его  в отчаяние, словами учитель  передает свои  знания ученикам,
словами оратор увлекает слушателей и  способствует определению их суждений и
решений.  Слова  вызывают   аффекты  и   являются  общепризнанным  средством
воздействия  людей друг на друга. Не  будем  же  недооценивать использование
слова в психотерапии  и будем довольны, если сможем услышать слова, которыми
обмениваются аналитик и его пациент.
     Но  даже  и  этого  нам  не  дано.  Беседа,  в  которой  и  заключается
психоаналитическое лечение, не допускает присутствия посторонних;  ее нельзя
продемонстрировать.  Можно,   конечно,  на  лекции  по  психиатрии  показать
учащимся неврастеника или истерика. Тот,  пожалуй, расскажет о своих жалобах
и  симптомах, но не больше того. Сведения, нужные психоаналитику,  он  может
дать лишь при  условии  особого  расположения  к  врачу; однако  он  тут  же
замолчит, как только заметит хоть одного свидетеля, индифферентного  к нему.
Ведь эти сведения  имеют отношение к самому интимному в его душевной  жизни,
ко всему тому, что он, как лицо социально самостоятельное, вынужден скрывать
Hosted by uCoz