Navigation bar
  Print document Start Previous page
 23 of 151 
Next page End  

Проблеме ранимости психики и страданий творческой личности регулярно посвящаются
дискуссии в листе интернета "Arco-Art & Literature, Psychology and Communication).
Большое количество фактического материала в отношении отклонении в сексуальной
сфере писателей содержится в психоаналитической литературе. Упомянем лишь о Г¸те (Шерток,
Соссюр 1991, 131), Бальзаке (там же), Мопассане, у которого в самые продуктивные годы
наступил прогрессивный паралич как следствие сифилиса (Буянов 1994, 31-33).
Следует отметить, что такое углубление в психику автора, на первый взгляд, кажущееся
бесцеремонным, не является изобретением последнего времени, а ведет свои традиции от
биографического метода в литературоведении, основателем которого считается французский
литератор Ш.О.Сент-Б¸в.
В "Литературных портретах" и критических этюдах Сент-Б¸в стремился показать
особенности творчества писателя через его биографию. В известном очерке "Пьер Корнель"
(1829) он так сформулировал идею своего метода: "В области критики и истории литературы
нет, пожалуй, более занимательного, более приятного и вместе с тем более поучительного
чтения, чем хорошо написанная биография великих людей..., тщательно составленные, порою
даже несколько многословные, повествования о личности и творениях писателя, цель которых -
проникнуть в его душу, освоиться с ними, показать его нам с самых разных сторон" (Сент-Б¸в
1970, 47).
Рассматривая биографические описания с психологической точки зрения, Г.Олпорт
отмечал, что они "начались как описания жития святых и как рассказы о легендарных подвигах.
Однако биография во все большей степени становится строгой, объективной и даже
бессердечной. Биографии все больше походят на научные анатомирования, совершаемые скорее
с целью понимания, чем для воодушевления и шумных возгласов. Теперь даже есть, - писал он в
1959 году, - психологическая и психоаналитическая биографии и даже медицинские и
эндокринологические биографии" (Олпорт 1982, 214).
Выявление общих психологических и психиатрических закономерностей,
проявляющихся в литературном творчестве, представляет определенную трудность, потому что
у психологов и психиатров разных школ и стран приняты различные основания типологизации
Кроме того, ученые пользуются разными источниками, анализ которых приводит к
противоречивым заключениям.
Так, И.Б.Галант, описывая суицвдоманию (стремление к самоубийству) Горького,
полагает, что она была вызвана Erschopmngs-psychose, т.е. психозом изнурения или истощения.
Известную же его страсть к бродяжничеству психитр выводит не только из условий жизни и
среды писателя, но и из нарушения психологического равновесия его личности (Клинический
1926). Один из современников, упоминающий о слезливости Горького (Анненков 1991, 28),
также отмечает: "Веселость и юмор, общительность и склонность к широкому укладу жизни
сохранились в Горьком навсегда" (там же, 27).
В некоторых случаях психиатры не дают точного диагноза, ограничиваясь либо
метафорами, либо общими словами. К примеру, образы Манилова, Ноздрева и Собакевича
(Гоголь "Мертвые души") трактуются Семке как "великолепные, исчерпывающее обобщение
"небокоптительства" - чувственного, активного, рассудительного" (Семке 1991, ПО). О Ф.Кафке
один из психиатров говорит, что он "страдал психическими нарушениями и обладал
болезненным восприятием" (Неплох 1991, 42) и т.п.
Нередко бывает и так, что отклонения в психике творческой личности таковыми не
считаются. Так, Б.И.Шубин на основании свидетельства А.П.Керн полагает, что те качества,
которыми она характеризует Пушкина, "присущи циклотимическому складу личности" (Семке
1991, 108); Е.И.Каменева также относит его к гипоманиакальным личностям циклоидного
склада. В то же время известный русский психиатр В.Ф.Чиж придерживается совсем иного
мнения о Пушкине - его статья носит название "Пушкин как идеал психического здоровья" (см.
Буянов 1989, 183).
Hosted by uCoz