Navigation bar
  Print document Start Previous page
 91 of 162 
Next page End  

что при правильной и принципиальной национальной политике центральная власть может
нейтрализовать разыгрывание местными политическими лидерами и национальными
элитами этнической карты и сохранить необходимую стабильность Российского
государства на почве усиления интегративных, объединительных, партнерских усилий.
При этом под межэтнической интеграцией, объединением, партнерством имеется в виду
вовсе не отказ от национальной культуры, самобытности, традиций, а перераспределение
акцентов: примат общечеловеческого
— человеческих прав, ценностей, коллективного баланса интересов над более частными
— узкоэкономическими, конкретно-политическими и этнокультурными интересами,
национальными и государственными — и налаживание доброжелательного
взаимодействия на этой общезначимой почве.
Однако эффективность этих усилий в посттоталитарном обществе в значительной
мере определяется исходом борьбы между демократическими силами и такими
разнородными, но постоянно стремящимися к тактическому объединению силами, как
тоталитаристский реваншизм, великодержавные и националистические течения. Поэтому
Этноконфликтологическая экспертиза призвана показать, что интеграционистская
ориентация может и должна выступить как преграда на пути эт-нонационального эгоизма
и взаимной агрессии, как эмоциональная и интеллектуальная предпосылка для
предотвращения и урегулирования межнациональных конфликтов.
Чтобы сделать это на основе квалифицированного эт-ноконфликтологического
мониторинга и менеджмента, в экспертизе необходимо:
— определить уровень недовольства различных этнических групп населения своим
экономическим, политическим, социальным положением, культурным и бытовым
состоянием как в ряде конкретных регионов (прежде всего таких, как Северный Кавказ,
Южное приграничье, Поволжье, Западная Сибирь и др.), каждый из которых
соответствует тому или иному уровню межэтнической напряженности, так и по стране в
целом; 
выявить:конфликтогенные факторы объективного и субъективного порядка,
дестабилизирующие межэтническую ситуацию, их взаимосвязь и
взаимосоотнесенность по степени важности и значимости в зависимости от
способности влиять на обострение конфронтации этнических групп;
— тенденции и условия развития межэтнической ситуации в направлении ее
стабилизации и нормализации, а также основные барьеры на этом пути, включая
сложившиеся идеологические стереотипы и социально-психологические установки;
— уровень готовности представителей различных этнических групп к конфронтационным
или компромиссным и консенсусным формам поведениям конфликтных ситуациях, а
также степень их образовательной и специальной подготовки к активному участию в
предотвращении, урегулировании и ненасильственном разрешении конфликтов;
— разработать и предложить для реализации соответствующим представительным
органам и административным структурам в регионах способы и формы предотвращения и
урегулирования конфликтных ситуаций в сфере межэтнических отношений на основе
учета и нейтрализации конфликтогенных факторов, стабилизации общей экономической и
социально-политической обстановки и корректировки массового сознания и поведения в
направлении более широкого и основательного освоения демократических норм и правил.
При этом в разработке концептуальных оснований и организационных принципов
этноконфликтологического мониторинга и менеджмента основной упор, как пред-
ставляется, необходимо сделать на учете и использовании внутренней мотивации
поведения представителей конфликтующих этносов и других участников межэтнических
коллизий, их ценностных ориентации и социально-психологических установок,
идентификаций и стереотипов. Это связано с тем общим представлением, что человек или
группа людей, включенные в систему общественных, в том числе и межэтнических,
отношений, могут определенным образом трансформировать свое поведение, лишь
Hosted by uCoz