Navigation bar
  Print document Start Previous page
 82 of 283 
Next page End  

добродушие, отличающие то  или другое лицо, вызывают  любовь и  уважение;
противоположные  же качества—ненависть   и   презрение» (1966. С. 463).
Объективные отношения,  по которым переключается  эмоциональный  процесс в
случае такого рода «причин», можно обобщенно обозначить как отношение
«свойство вещи — вещь».    Собственные поступки, свойства и решения способны
доставлять  человеку такое же непосредственное удовольствие-неудовольствие,
как и действия или особенности других  людей. Если человек воспринимает
причиной  этих эмоциональных  переживаний  самого себя, у него в результате их
переключения на такую причину  возникают эмоции  досады, самодовольства,
стыда, гордости, униженности и др. Исчерпывающий
   
8
Правда, «причиной» эти  авторы  обозначали разные  явления: Спиноза 
говорил  о  более опосредствованной  причине Удовольствия, которая становится
предметом любви. Юм   такой причиной считал сам фактор, вызывающий 
удовольствие. Так, по Спинозе, человек, совершивший   добрый   поступок, 
является причиной удовольствия, которое он нам этим  доставляет, и поэтому к 
нему возникает отношение любви, тогда как, согласно Юму,  причиной любви
является сам поступок.
                            89
Hosted by uCoz