Navigation bar
  Print document Start Previous page
 110 of 166 
Next page End  

Как соотносятся в этом лице человеческие и животные
признаки? Главное лицо картины, «источник воды и жиз-
ни» (в качестве синонимов можно привести такие терми-
ны, как квинтэссенция, питьевое золото, вечная вода, го-
рящее вино, эликсир жизни и т. п.), зиждется, судя по все-
му, на животном и человеческом началах; первое состав-
ляет 3/4, а второе — 1/4. Ясно, что его человеческая
природа вызывает сомнения. Это лицо заставляет вспом-
нить «подобие человека» на сапфировом престоле из опи-
сания видения пророка Иезекииля¹, а также анималисти-
ческий элемент в природе Иеговы, который дает о себе
знать во многих отрывках Ветхого Завета. В мире христи-
анских образов все выглядит наоборот: Троица состоит из
трех человеческих существ (в прошлом она часто изобра-
жалась как целое с тремя головами), а четвертое существо,
Дьявол, обычно представляется в виде полуживотного. В
нашей «мандале» (символическом круге) подчеркнут жи-
вотный аспект, то есть она построена комплементарно по
отношению к христианскому символу целостности.
Нужно подчеркнуть еще одно обстоятельство: два лица
в нижней части картины перевернуты относительно лиц в
верхней ее части. Они, однако, не являются отражениями
этих двух верхних лиц, то есть вполне независимы и, та-
ким образом, воплощают мир глубин, противопоставлен-
ный высшему миру. Одно из лиц в верхней части — свет-
лое, тогда как второе значительно темнее и снабжено ост-
роконечными ушами. В противовес этой оппозиции вода
течет в одном-единственном направлении, сверху вниз,
указывая таким образом на наличие некоей разности по-
тенциалов. Источник воды расположен не только выше ли-
нии земного горизонта, но и выше середины холста, так
что источником жизни оказывается высший мир.
Но поскольку обычно средоточием жизненной силы счи-
тается трехмерное человеческое тело, здесь это компенси-
руется тем, что источник помещен в четвертое измерение;
он берет свое начало из идеального центра, из главного ли-
ца. Таким образом, картина дает представление о четвер-
том измерении как о симметричном лишь с первого взгля-
да; при более внимательном рассмотрении обнаруживается
1) Иезекииль, 1, 26.
его реальная асимметричность (заметим, что скрытая здесь
проблема для психологии бессознательного столь же важ-
на, сколь и для ядерной физики).
Итак, «четырехмерный» фон картины представляет со-
бой «видение» в обоих смыслах этого слова: как от «ви-
деть», так и от «быть видимым». Кажется делом чистого
случая, что картина получилась именно такой; она могла
бы быть совершенно иной, если бы обстоятельства момента
сложились по-другому. Зрелище этих бесцельно разбро-
санных по едва намеченной поверхности округлых пятен,
большая часть которых служит глазами для трудноразли-
чимых, полуживотных-получеловеческих лиц, лишенных
какого-либо определенного выражения, не способно возбу-
дить наш интерес. Любая попытка установить контакт с
таким пейзажем кажется невозможной, ибо чисто случай-
ные конфигурации не пробуждают в человеке чувства со-
участия — особенно если в них нет привлекательности эс-
тетического порядка. Их случайный характер превращает
любую попытку истолкования в пустую спекуляцию. И
только профессиональный интерес психолога — интерес,
столь часто остающийся непонятным для непосвященных,
— побуждает его следовать смутному инстинкту поиска
порядка, используя для этой цели самое простое и изна-
чальное из средств — счет. Когда сопоставимых признаков
мало или их вообще нет, единственной схемой упорядоче-
ния остается число. С уверенностью можно говорить только
о том, что маленькие диски или дыры на анализируемой
картине обладают округлой формой, и что большая их
часть выказывает сходство с глазами. Подсчет этих эле-
ментов приводит к цифрам и сочетаниям, которые выгля-
дят совершенно случайными и повторение которых кажется
крайне маловероятным. Вот почему в подобных случаях
следует попытаться избавиться от статистического или экс-
периментального образа мышления: ведь, скажем, науч-
ный анализ нашей картины дал бы нам такое количество
цифр, что мы бы попросту не знали, что с ними делать.
Экспериментальные исследования в нашей области воз-
можны, только если опыты легко воспроизводимы за ко-
роткий промежуток времени (как, например, опыты
Дж. Б. Райна). Но разбираемая картина — это сложный и
Hosted by uCoz