Navigation bar
  Print document Start Previous page
 117 of 166 
Next page End  

ва, несмотря на его ассоциацию с большим городом. Этим
художник только подтверждает стремление современного
искусства сделать объект неузнаваемым и, таким образом,
подавить и исключить возможность понимания и соуча-
стия со стороны зрителя: последний, отвергнутый и сму-
щенный, чувствует свою полную заброшенность и сосредо-
точивается на самом себе.
Психологическое воздействие на зрителя очень похоже
на то, которое оказывает на него тест Роршаха, когда ир-
рациональный и совершенно случайный образ апеллирует
к иррациональной силе воображения тестируемого лица,
вызывая таким образом к жизни его неосознанные склон-
ности. Когда внешний интерес зрителя наталкивается на
столь трудное препятствие, он отступает и находит прибе-
жище в том, что я называю «субъективным фактором»; в
результате возрастает энергетический заряд этого факто-
ра. Данный феномен нашел свое явственное проявление в
осуществленных еще в начале нашего столетия первых
опытах вызывания ассоциаций: сказанное эксперимента-
тором «индуцирующее слово» сбивает тестируемое лицо с
толку, ошеломляет его: изолированное от какого бы то ни
было контекста, это слово приобретает многозначность и в
связи с этим служит причиной замешательства. Тестируе-
мый утрачивает ориентацию; отсюда исключительное раз-
нообразие ответов и — что особенно важно — многочис-
ленность беспорядочных, нарушенных реакций (таких,
как эффекты торможения, отсутствие реакции, неспособ-
ность вспомнить данный ранее ответ, оговорки и т. д.),
обусловленных вторжением содержимого бессознательной
сферы.
Зритель подходит к картине, движимый чувством
интереса. Если ответом на это чувство служит
отталкивание, стремление шокировать чем-то совершенно
непонятным и невразумительным, оно (то есть чувство
интереса) как бы обращается внутрь субъекта и, таким
образом, вызывает новую активизацию сферы
бессознательного, высвечивает ее содержимое. Именно
здесь кроется секрет воздействия современного искусства.
Можно сказать, что последнему свойственна тенденция
(сознательная или бессознательная) отвратить взгляд
зрителя от доступного пониманию и способного быть
источником наслаждения мира чувств и в качестве
компенсации, своего рода «эрзаца» потерянной,
естественной для человека среды навязать ему проявление
бессознательного. Стремление того же рода лежит в основе
опытов по вызыванию ассоциаций и теста Роршаха: их
цель состоит в выявлении состояния глубинных слоев пси-
хики, что они и делают с большим успехом. «Установка на
эксперимент», свойственная современному искусству, не-
сомненно, та же; она ставит перед зрителем вопрос:
«Какова твоя реакция? Что ты думаешь? Что пробуждает
это в твоем воображении?». Иначе говоря, современному
искусству интересны не образы, создаваемые им самим, а
субъект, зритель, и его невольные реакции.
Когда человек, разглядывая нечто, заключенное в раму,
видит разнообразные цвета, в нем возникает интерес; этот
интерес, однако, не находит никакой опоры, поскольку на-
талкивается на конфигурацию, бросающую вызов способ-
ности человека к пониманию. Появляется чувство разоча-
рования, пробуждающее мгновенную субъективную реак-
цию, которая, выражаясь в разного рода восклицаниях,
служит для человека средством обезопасить себя от силь-
ных эмоций. Каждый, кто способен интерпретировать по-
добные восклицания, может многое узнать о внутренних
склонностях зрителя, хотя о самой картине они не сообщат
ничего: картина служит всего лишь материалом для пси-
хологического теста. Наши утверждения могут показаться
негативными только тому, кто к самой идее «субъективно-
го фактора» относится только как к источнику дискомфор-
та. Напротив, человек, ощущающий по отношению к соб-
ственной душе действительный интерес, обратит внимание
на «субъективный фактор» и постарается тщательно про-
анализировать те неуловимые движения и комплексы, ко-
торые вызываются в нем подобными экспериментами.
Даже самое смелое воображение художника-творца —
независимо от того, в какой степени и каким образом оно
преодолевает рамки обычного человеческого понимания,
— не в силах преодолеть границы, обусловленные психи-
ческими возможностями; из-под кисти или резца худож-
Hosted by uCoz