Navigation bar
  Print document Start Previous page
 115 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
115
ния и за которую Вы когда-нибудь, наконец, заслужите похвалу своей се-
мьи?"
При таком напористом, как бы убеждающем "вопросе" многие жен-
щины не станут утруждать себя возражениями интервьюеру, который, по-
видимому, уже знает о них больше, чем они сами"¹. "Заметная реакция на по-
следовательность вопросов или альтернатив ответа, на отдельные слова и
обороты является досадным недостатком демоскопического интервью"², -
констатирует Э. Ноэль.
Сказанное относится не только к демоскопическому интервью. В рав-
ной мере это касается и анкетного опроса, где последовательность вопросов,
альтернатив и даже отдельных слов оказывает огромное влияние на резуль-
таты исследования. Рассмотрим такой фрагмент из анкеты: "Активное уча-
стие в политической жизни современного общества нельзя представить без
основательных политических знаний, без достаточно полной информации о
всех событиях, которые происходят у нас в стране или за рубежом. Скажите,
пожалуйста, интересуетесь ли Вы общественно-политическими событиями
внутри страны и за рубежом?"
Вопрос сформулирован таким образом, что явно подсказывает ответ.
Начав с заявления о том, что нельзя представить политической деятельно-
сти, тем более активной (категоричность выражения), без основательных
политических знаний, без полной информированности (опять категорич-
ность), автор анкеты задает вопрос о том, интересуется ли этими политиче-
скими событиями респондент. Тому ничего не остается, как ответить поло-
жительно. Отрицательный ответ, по существу, снят социологом.
Приведем пример явного влияния формы вопроса на респондента.
"Что по Вашему следовало бы сделать или предпринять, чтобы слухи, как ис-
каженное отражение жизни города, возникали бы реже или отсутствовали
бы вовсе?" (Напишите, пожалуйста, свое мнение)³.
Если программа данного исследования не предусматривала постанов-
ку вопроса именно в такой форме, то здесь очевидна явная направленность
вопроса, т.е. негативное отношение исследователя к такому социальному яв-
лению, как слухи. Тем самым программируется негативное отношение рес-
пондентов к слухам.
Как видно из приведенных примеров, социолог нередко подталкивает
респондентов к определенным ответам, т.е. анкета оказывает воздействие на
результат.
В принципе невозможно построить абсолютно нейтральную анкету,
из которой было бы полностью исключено влияние исследователя. Оно все-
гда в большей или меньшей степени будет присутствовать. Главное избежать
тенденциозного, часто неосознанного желания использовать методику по-
строения анкеты таким образом, чтобы подтвердить свои предположения и
гипотезы. Это опасное стремление. Вопросы, начинающиеся со слов: "Из-
вестно ли Вам...", "Удовлетворены ли Вы...", "Нравится ли Вам..." и т.д., фак-
                                                                
1
Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. - С. 73.
2
Там же. - С. 72.
3
Лосенков В.А. Социальная информация в жизни городского населения. - Л., 1983. - С. 98.
Hosted by uCoz