Navigation bar
  Print document Start Previous page
 123 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
123
отвечать на его вопросы. Для этого надо подходить к респонденту как к лич-
ности. Если мы хотим получить от него необходимую информацию, надо
добиться того, чтобы он захотел поделиться ею, захотел работать с социоло-
гом, оказался заинтересованным в поддержании общения с ним. Главным в
достижении этой цели является подход к опрашиваемым с учетом всего мно-
гообразия их личностных характеристик.
Если мы заинтересованы в человеке, то не позволяем себе относиться
к нему только как к носителю определенного качества. Тот кто руководству-
ется в своих отношениях чисто функциональными целями, проигрывает в их
достижении, независимо от того, имеет ли он дело с начальником, женой,
другом или продавцом магазина. Как правило, отношения в случаях, когда
мы очень заинтересованы, строятся как личностные, с учетом всего богатст-
ва качеств и характеристик человека. Оттого что респонденту часто отказы-
вают в этом, исследователь много проигрывает.
Социолог, подходя к респонденту безлично, строя свои отношения с
ним только как функциональные, без учета его (респондента) индивидуаль-
ных качеств, вызывает часто неосознанную негативную ответную реакцию и
у респондента пропадает желание сотрудничать с исследователем. Даже при
заочном опросе респондент тонко улавливает отношение к себе по тону ан-
кеты, по форме построения вопросов, по использованию тех или иных слов,
словосочетаний.
Если читатель когда-либо получал письма из официальных организа-
ций, то помнит, наверное, как они написаны: сухо, казенно, когда коррес-
пондент воспринимается только адресатом, которому надо ответить или о
чем-то его информировать. Он помнит, конечно, какое у него было настрое-
ние после прочтения такого письма. Чаще всего оно не вызывает желания
отвечать. Так же бывает и с анкетой. Вместо человеческих слов, окрашенных
чувствами, эмоциями, респондент встречает сухие казенные предложения,
штампованные обороты. Если нет хорошего, уважительного, тактичного от-
ношения к респонденту, нет и ответного желания понять вопрос, ответить
на него.
Конечно, при решении той или иной задачи социолог с необходимо-
стью абстрагируется от конкретной личности, ориентируясь на общее мне-
ние некоторой совокупности людей. Кроме того, при получении определен-
ной информации исследователя интересует не вся совокупность личностных
характеристик респондента, а какой-то аспект этой совокупности, отдельный
признак, скажем, отношения в коллективе, удовлетворенность трудом, ори-
ентация на увольнение.
Но, абстрагируясь от личности по содержанию решаемой задачи, со-
циолог не имеет права абстрагироваться от личности респондента при вы-
боре формы ведения диалога. Необходимо помнить, что отношения между
социологом и респондентом, будучи по существу строго функциональными,
по форме должны носить личностный характер, поскольку, в конечном сче-
те, только личностные отношения определяют функциональные. Ведь ответ
на вопрос должен дать не автомат, а человек во всем своем многообразии и
богатстве качеств, эмоциональный и чувствительный к каждому слову и то-
Hosted by uCoz