Navigation bar
  Print document Start Previous page
 60 of 78 
Next page End  

любые ценностные суждения на эту тему. В Новой Каледонии в одном племени было принято
убивать новорожденных близнецов, если один из них был мальчиком, а другой — девочкой,
поскольку они, разделляя пространство одной и той же матки, нарушили табу на инцест. Зато в
аристократических кругах древних обществ Египта и Перу брак между братом и сестрой был
священной обязанностью. В некоторых культурах супружеская неверность карается смертью, но
эскимосский обычай гостеприимства предписывает хозяину предлагать гостю-мужчине свою
жену. В некоторых культурах обнаженное тело считается совершенно естественным для
представителей обоих полов, в других женщины обязаны покрывать все свое тело, включая
некоторые части лица. Для одних культур полигамия, как и полиандрия, считается совершенно
естественным и понятным явлением. В то время как в одних культурах гомосексуализм
воспринимается как богохульство, преступление, наказуемое смертной казнью, форма морального
увечья или болезнь, в других он считается вполне нормальным и приемлемым, а порой — даже
превосходящим гетеро-сексуальность.
Однако есть и постконвенциональная мораль, преодолевающая границы предписаний и
ограничений, которые накладывает на нас наша культура. Это нечто со-всем иное, то, что
личность переживает очень глубоко, почти на клеточном уровне, нечто, основанное на неот-
разимом личном опыте надличностной природы.
Л а с л о : Стэн, мне кажется, что необычайные переживания ваших пациентов, в которых они
отождествляются даже с неживыми объектами, со всей планетой или со всем космосом,
соотносятся с иной, неординарной ценностной системой.
До сих пор ценностные системы отличались высоким уровнем эгоистичности. Мы привыкли к
высказыванию: “Я не хочу, чтобы меня обижали, поэтому я сам не обижаю других”. В
значительной степени на этом же основана и христианская мораль, и вообще любая западная
мораль. В отличие от нее, буддистская система ценностей преодолевает ограничения
эгоцентричной ориентации, поскольку ее заботой является все сущее. Люди, о которых вы
рассказываете, тоже выходят в своих переживаниях за рамки эгоистичных интересов и начинают
ценить мир в целом таким, какой он есть. Вероятно, это происходит потому, что те, у кого есть
опыт таких переживаний, ощущают мир как продолжение самих себя: они — часть мира, и мир —
часть их. Поэтому они движутся к внесоциальным и даже внечело-веческим ценностям, лежащим
далеко за пределами тех ценностей, которые обычно ассоциируются с моралью.
Г р о ф : Да, вы абсолютно правы! Это становится очевидным в результате систематической
духовной практики с личными переживаниями, когда часто наблюдаются этическое развитие и
эволюция человека. В этом процессе можно выделить несколько стадий. Сначала человек
отказывается от определенных действий в силу примитивного страха быть схваченным и наказан-
ным. На следующем уровне его поведение уже диктуется глубоко усвоенной системой заповедей
или предписаний. Это то, что Фрейд называет супер-эго. Следующая стадия связана с осознанием
закона кармы. Человек начинает понимать, что конкретные поступки влекут за собой конкретные
последствия. Высшая форма нравственности проявляется в эмпирическом признании единства,
объемлющего все мироздание, ощущении идентичности с другими чувствующими существами и
осознании собственной божественности. В такой психодуховной эволюции изменение нашей
морали отражает изменение в нашем понимании себя, мира и собственного места и роли в этом
мире.
Л а с л о : Расширяются ли ценностные горизонты людей во время таких переживаний? Что
говорит об этом ваш опыт, Стэн? Растут ли при этом люди? Эволюционируют ли они?
Г р о ф : Да. В некоторых формах эмпатии все еще присутствует элемент отдельности, различение
между мной, как наблюдателем, и другим, тем, кто страдает. Есть разница между этой обычной
жалостью и искренним состраданием, которое порождается чувством единства и тождественности
с другими.
Л а с л о : Последнее, вероятно, глубже, нежели рациональное понимание. Видимо, это
интуитивное переживание своей сопричастности.
Р а с с е л : Я согласен с этим. Рассмотрим, к примеру, отказ от причинения страдания другим. Эту
идею можно обнаружить в большинстве духовных традиций.По мере эволюции своего сознания
люди начинают спонтанно тяготеть к ней. Вы знаете, что сами не хотите страдать, и теперь вы уже
не желаете причинять страдание другим.
Это один из аспектов сострадания — сопереживать другому так же, как переживаем из-за самих
себя, заботиться о другом, как если бы это был я сам. Эта способность возникает спонтанно, когда
Hosted by uCoz