Navigation bar
  Print document Start Previous page
 56 of 120 
Next page End  

так именовать это бытийно-сознательное образование, порождаемое простым и
легким миром) объясняется очень просто: во всяком жизненном мире, сколь бы
"труден" и "сложен" он ни был, сколь ни были бы мощны и многообразны
развитые в нем деятельные, и психические "органы" и соответствующие им
феноменологические структуры, остается неустранимой первичная витальность,
атомом которой является акт непосредственного удовлетворения любой
потребности. 
Акты потребления, их смысл, значение и роль могут быть радикально
преобразованы в новом жизненном мире по сравнению с тем, чем они были для
легкого и простого мира (а были они самой жизнью), но в них всегда остается
первичный витальный остаток, живущий по закону удовольствия. Таким образом,
инфантильные структуры, инфантильное сознание не только наследуются
субъектом от бывшей легкой и простой жизни, но они вновь и вновь
продуцируются удовлетворением всякой потребности. 
В сложном и/или трудном мире субъектом может быть выработано
соответствующее этому мироустройству сознание, но оно не упраздняет
инфантильного сознания, не становится на его место, а надстраивается над ним,
вступая с ним в сложные, а иногда антагонистические отношения. 
Само инфантильное сознание существует в новой жизни в форме установки. Это
значит, что оно психологически активно, представляет собой не мертвый пласт
воспоминаний, а тягу к легкому и простому существованию, радикал которой, с
одной стороны (со стороны внешнего аспекта хронотопа легкого и простого мира),
представляет собой стремление к "здесь-и-теперь" [40] удовлетворению
потребности, т.е. к удовлетворению, не требующему усилий и ожидания, а с
другой стороны (соответствующей феноменологической структуре "вечно одно") –
стремление к такой полноте обладания предметом потребности (и даже
растворенности в нем и отождествленности с ним), что реализуемое при этом
жизненное отношение застилало бы собой весь горизонт психологического мира,
создавая впечатление своей единственности и заставляя, таким образом, забыть
о других отношениях и возможных последствиях для них этого удовлетворения. 
Таков радикал инфантильной установки. Для того чтобы определить характер
детерминируемых ею процессов переживания, нужно обратить внимание на одну
особенность этой установки. Будучи инерцией прежнего легкого и простого
существования (ср.: 14), инфантильная установка требует восстановления
утраченного вместе с этим существованием блаженного мироощущения.
Подчеркнем: именно мироощущения, и не самого легкого и простого бытия.
Почему? Дело в том, что, как уже говорилось, в легкой и простой первожизни все
будущие дифференциации (отдельная деятельность, инфантильная установка,
противопоставленность внешнего и внутреннего и т.д.) существуют в
нерасчлененном единстве и лишь потенциально. Это касается и эмоционального
мироощущения. Первичное эмоционально нейтральное состояние первожизни в
момент прорыва легкого и простого существования приобретает мощный
положительный эмоциональный заряд по контрасту с вызванным этим прорывом
паническим ужасом. Рождающаяся в этот критический момент инфантильная
установка "узнает" два состояния бытия – "легкое" и "трудное" (точнее,
"невозможное") не в их чистоте, а в форме соответствующих им мироощущений
"блаженства" и "ужаса", "узнает" и одновременно впитывает в себя эту
аффективную полярность, как бы проставляющую вектор  доминирующей
Hosted by uCoz