Navigation bar
  Print document Start Previous page
 62 of 156 
Next page End  

близкими, но и с дальними, отдаленными в пространстве и во времени социального процесса
актами и продуктами человеческой самореализации.
Фиксация этого момента чрезвычайно важна. Она подчеркивает корневую связь
самобытности индивида и его со-бытия с другими людьми. Индивидуальная самобытность
не противостоит бытию других, но возникает из со-бытия с другими, опирается на это
событие, обновляется, сохраняет способность к становлению, к развитию благодаря
открытости прямому или косвенному «присутствию» других.
Такой подход не включает традиционное противопоставление общего и единичного,
повторимого и уникального, социального и индивидуального, общественного и частного.
Человеческая индивидность «не стягивается» в точку единичного существования на грани
или периферии социальности и не погружается в массовку коллективного бытия, но и не
отстранена от нее: она выступает своеобразной силой ансамбля человеческих
взаимодействий, самобытной структурой, только и возможной через прямое и
опосредованное событие с другими процессами человеческой самореализации.
Еще раз отметим: полная гармония самобытности человека и его со-бытия с другими
представляется исключением из правила, и история как будто заставляет нас это правило
принять. Но оно покажется спорным, если мы увидим эту проблему под углом зрения,
открывающим динамику развития человеческих сил, процесс становления человеческой
личности. Тогда сведение самобытности к неразвитой односторонней индивидности,
отсечение самобытности от со-бытия с другими людьми, сужение индивидуальности до
самозамкнутости и эгоцентризма — это определенные ситуации, искажающие постоянно
действующую в социальном процессе тенденцию и возможность развития со-бытия людей
через развертывание сил составляющих его (это со-бытие) индивидов. И наоборот,
сохранение и развитие человеком своей субъективности сопряжено с его способностью
преодолевать границы, замыкающие его индивидность, вводить свои силы во
взаимодействие с силами других людей, выходить за рамки своего «Я» к соображению, со-
знанию, со-изменению деятельности.
Самореализация человеческого индивида, таким образом, оказывается формой связи его с
другими людьми и их опытом, а эта связь выступает своего рода опорой отношения
индивида к самому себе, средством преодоления его собственных границ.
Вопросы
1. Что (кто) придает жизнь формам социального бытия?
2. Как реализуется социальный процесс?
3. Каковы его составляющие?
4. Как сочетается динамика процесса и устойчивое бытие людей и вещей?
5. Где синтезируются связи социального процесса?
6. В чем разница между линейными представлениями деятельности и трактовкой ее как поля
социальных взаимодействий?
7. Откуда берется энергия, преобразующая поле социальных взаимодействий?
Основная литература
1. Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990.
2. Круглый стол по проблеме деятельности // Вопр. философии. 1985. ¹ 2.
3. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. М., 1991.
4. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Т .3.
Hosted by uCoz