Navigation bar
  Print document Start Previous page
 91 of 156 
Next page End  

Государство кооперирует индивидов в «социальные машины» прежде всего для того, чтобы
связать их определенными комбинациями действий, воспроизвести эти комбинации для
сохранения общества. В результате такого режима производства общество приобретает
закрытый, замкнутый характер. Оно не предрасположено к расширению в пространстве,
которое приводит к «растягиванию» и распаду основных технологических, властных,
идеологических структур. Оно противодействует включению в свой состав возникших за его
пределами орудий, понятий, культурных новшеств, поскольку они могут противоречить
структурам власти и стереотипам человеческого поведения, обеспечивающим
воспроизводство социального целого.
§ 3. Традиция как форма социального воспроизводства
Различные доиндустриальные или аграрные общества, которые мы сейчас пытаемся
характеризовать, объединяет одна общая черта. Они воспроизводятся на основе социальной
связи, являющейся личной зависимостью человека от человека. Люди, общество, группа
воздействуют на жизнь человека прежде всего через жесткое его прикрепление к социуму,
государству, социальному слою, типу деятельности, общественной функции. Попытка
индивида выйти за рамки позиции, определенной клеточки общественного организма жестко
пресекается. Механизмом сохранения структур личной зависимости оказывается силовое —
в более узком смысле — внеэкономическое принуждение, ограничивающее возможности
социального индивида.
Разумеется, в обществе, основанном на личной взаимозависимости людей, существуют
разные ступени социальной иерархии и различные типы деятельности. Однако их
координация и соподчинение жестко регламентированы: люди, принадлежащие к разным
уровням социальной иерархии, наделены изначально различными формами поведения и
взаимоотношения, примерно так, как фигляры на шахматном поле. Индивиды, связанные с
определенным типом деятельности, ограничены схемами деятельности и инструментами.
Социальные связи, основанные на личной зависимости людей, предельно формалистичны,
поэтому они и могут подчиняться жесткому управлению, могут сами служить
передаточными механизмами власти и насилия.
Характерным выражением таких социальных связей является традиция. Традиция задается
общению и деятельности людей как особого рода схема, переходящая из поколения в
поколение, из опыта одного человека — в опыт другого, из одной личностной формы — в
другую, подобную же, но иную. Традиция движется во времени за счет того, что вбирает в
себя существование социальных индивидов. Это — тоже социальная машина,
превращающая энергию в устойчивый социальный стереотип.
Осваивая традицию, человеческий индивид принимает определенную личностную форму.
Он владеет собою как личностью в рамках той формы, которую ему определила традиция.
Он «надевает» на себя личность как одежду, как «личину», как маску, в соответствии с
коими должен выполнять социальные обязательства, играть заранее предписанные роли.
В традиционном обществе личность — по форме — может передаваться по наследству,
может переходить от одного человека к другому, как в романе Т. Манна, где под именем
одного и того же слуги выступают сменяющие друг друга люди.
В традиционных африканских племенах сохраняются представления о дуальности личности,
о соотношении между внутренним «Я», сохраняемым человеком в тайне, и внешним,
общественным «Я». «Публичное Я» — это осознанный принцип поведения и набор
отношений, это то, что известно и может быть воспринято от старших и окружающих, здесь
воплощено знание, которое индивид разделяет с другими, относительно того, что значит
быть личностью; передавая это знание другим, индивид помогает и себе и им быть
личностью [1].
Hosted by uCoz