Navigation bar
  Print document Start Previous page
 119 of 121 
Next page End  

119
     То и другое - следование евангельским мотивам и видоизменение их  -
обнаруживают общность одинокой  по жанру и  материалу "Чайки" с  гораздо
более  широким  кругом  явлений  на  всех  уровнях  западной   культуры,
получивших название неоромантической волны.
     "Минус-факторы" если и  не прямо вызвали  ее  к жизни,  то принесли
ей коммерческий успех и всеобщее внимание - от романов и кинофильмов  до
бытовой  моды  "из  бабушкиного  сундука";  старомодное  стало не только
модно, но и модерно.
     Потому  в  этой  неоромантической,  сентиментальной  волне, которая
вновь открыла приправленное ностальгией и подправленное иронией  обаяние
в развенчанных было добрых чувствах и простых истинах, "Джонатан"  может
существовать, оставаясь ни на что  не похожим, сам по себе.  Разумеется,
за  лоскутной  пестротой  этих  поисков  потерянного рая просматриваются
социальные процессы, в том числе кризис официальной церкви, которая  для
многих   перестает   быть   носителем   и   символом   даже  собственных
христианских идеалов.  Отпадение западной  молодежи от  всех официальных
церквей  -  католической,  протестантской,  методисткой  -  давно  стало
статистическим  фактом.  Но  парадокс  в  том,  что  кризис христианской
церкви совпал с усилением духовной жажды и в этой связи с  модернизацией
некоторых христианских  идеалов в  молодежных движениях.  И "шестикрылый
серафим"  -   как  многое   в   неоромантической   волне  -   явился   в
перелицованном, стилизованном платье.
     Парадокс в том, что  возврат к евангельским заповедям  произошел не
в лоне церкви, а  на улице и в  театре, в маскарадных терминах  массовой
культуры, в формах поп-арта.
     "Иисус   Христос-Суперзвезда"   воплотил   эту   странную  ситуацию
веселого  возврата   молодежи  вспять   -  к   христианской  легенде   в
карнавальной   форме   массового   зрелища.   На   фоне   и   под  сенью
"Иисуса-Суперзвезды"  повальная  эпидемия  "Джонатана"  перестает   быть
капризом формы  или дурацким  "королевским жирафом"  Гекльберри Финна  и
становится  продолжением   того  же   процесса  адаптации   традиционных
общечеловеческих ценностей в обновленных иронией формах.
     В неоромантической волне  на всех ее  уровнях очевиден и  необратим
горчащий привкус непреодоленных разочарований и, следовательно,  иронии.
Она не знает других  путей вперед, как только  путь назад. Ее возврат  к
------------------------
(*) Образом жизни (лат.)
морали   ненастойчив   и   лишен   пафоса,   поэтому   она  предпочитает
общедоступный сентиментализм  жестокому реализму.  Даже проповеднический
"жанр "Джонатана" не избавляет  его от необходимости в  защитной иронии.
Повторение  известных  евангельских  ситуаций  не  кажется   невыносимой
банальностью лишь благодаря иронии и самопародии.
     Очертания   традиционного   евангельского    мифа   подновлены    и
подправлены в истории необыкновенной чайки также за счет идей  буддизма,
и  дзен-буддизма  в  особенности.  Но  ведь  прививка  Востока к Западу,
некоторых  существенных   положений  буддизма   к  стволу   христианской
культуры - тоже одна из заметных особенностей восстания молодежи  против
прагматизма  "общества  потребления".  И  одинокая  чайка,   стремящаяся
трудным  путем  бескорыстного  совершенствования  к преодолению времени,
пространства и смерти, на поверку оказывается не одинока.
Hosted by uCoz