Navigation bar
  Print document Start Previous page
 40 of 142 
Next page End  

Способность наблюдать и опознавать субмодальные сигналы доступа делает вашу
работу изящной. Вы можете использовать их для сбора информации, когда ваш клиент не
осознает субмодальностей и не может сообщить о них. Поскольку они обеспечивают вам
детальную текущую обратную связь о внутренних процессах клиента, вы также можете
использовать их, чтобы убедиться, что клиент делает то, о чем вы его попросили.
Несловесное руководство. Лучшим способом облегчить клиенту выполнение взмаха
является использование для демонстрации вашего собственного поведения. Вы можете
воспользоваться своей рукой, чтобы показать исходный размер и местоположение образов, и
е¸ движением показать скорость и направление изменения.
Мы обычно предпочитаем дать клиенту научиться делать свой собственный взмах.
Когда он узнает, как это делается, мы только следим, чтобы он делал это достаточно быстро.
Однако вы можете также использовать для выполнения взмаха с клиентом несловесные
указания. Если, делая демонстрирующее движение руками, вы издаете звук “свиста хлыста”
— это тоже становится якорем скорости изменения. Если это подготовлено, то вы часто
можете провести повторные взмахи, просто повторяя эти движения и звуки и наблюдая у
человека бессознательные реакции. Это особенно полезно для клиентов, неискушенных в
управлении собственными мозгами, или для скрытой работы.
Делая это, будьте уверены, что ваши жесты уместны с точки зрения клиента. Скажем,
вы обращены лицом к клиенту и говорите: “Отодвиньте эту картину”. Если вы отодвинете
свою руку от собственного лица, она придвинется БЛИЖЕ к лицу клиента, — а это не
соответствует вашей словесной инструкции. Убедитесь, что вы делаете жесты, уместные для
клиента, даже хотя это может не соответствовать вашей собственной позиции. Легкий
способ избежать этой проблемы — сесть рядом с клиентом лицом в том же направлении.
Тогда ваши жесты будут уместными для вас обоих.
Если вы внутренне совершаете тот же процесс, совершить который просите клиента, то
ваши собственные сигналы доступа тоже будут бессознательно сообщать клиенту, что делать.
Мы не можем в достаточной мере подчеркнуть важность вашего несловесного поведения.
Неконгруэнтность может погубить вмешательство, а конгруэнтность может сделать вашу
работу очень легкой.
Соотносимые переживания. Другим способом сделать взмах легким является доступ к
соотносимому переживанию из реального мира, аналогичному тому эффекту, который вы
хотите получить. Это может варьировать от простых речевых оборотов типа “Пусть цвет на
этой картине размоется” до более сложных метафорических доступов: “Вы когда-нибудь
смотрели, как капля легкого масла или бензина опускается на поверхность воды, наблюдая,
как эта капелька быстро растекается и покрывает воду переливающимися красками? Вот что я
хочу, чтобы вы сделали. Эта маленькая точка, подобно капле масла, быстро вырастет в
цветной образ вас самого, каким вы хотите быть”.
“Представьте, что ключевой образ — это тонкая акварельная картина, нанесенная
поверх нарисованного маслом портрета вас такого, каким вы хотите быть. Начинается ливень
и быстро смывает акварель, открывая под ней картину маслом”.
Некоторым людям трудно, выполняя взмах с расстоянием, синхронизировать
одновременные движения двух образов. Вы можете сказать: “Вообразите шнур, идущий от
этого ключевого образа через блок позади вашей головы и обратно к другой картине. По мере
удаления первой картины этот шнур автоматически с той же скоростью подтянет к вам
вторую”.
“Представьте, что вы в темной комнате, и что над вашей головой находится яркая
лампа, но дальше ламп нет. Удаляясь от вас и от света, эта первая картина автоматически
станет темнее. Приближаясь к вам и к свету, эта вторая картина автоматически станет ярче”.
Выполнение способом клиента. Чем более взмах соответствует тому, что клиент уже
умеет легко проделывать в уме, тем легче ему будет выполнить взмах и тем эффективнее он
будет.
Hosted by uCoz