Navigation bar
  Print document Start Previous page
 150 of 234 
Next page End  

Стриопаллидарная система (подкорковые узлы) обеспечивает постоянное изменение тонуса
мышц, регуляцию медленных плавных движений и поддержание позы.
Передние отделы мозолистого тела обеспечивают координацию движений обеих рук.
Таким образом, произвольные движения и действия человека представляют собой сложную
функциональную систему, осуществляемую одновременной работой разных зон мозга, каждая из
которых вносит свой вклад в построение движений. Поражение любой из этих зон приводит к
нарушению нормальной организации двигательного акта.
Контрольные вопросы
1. В чем суть афферентной организации движений?
2. В чем суть эфферентной организации движений?
3. Какие отделы мозга обеспечивают синтез отдельных двигательных импульсов в кинетические
мелодии?
4. Мозговые механизмы элементарных двигательных персевераций.
5. Опишите явление афферентного пареза; каковы его механизмы?
6. Что нового внес Н. А. Бернштейн в представления об организации движений?
7. Какую роль в организации движений играют лобные отделы мозга?
8. Перечислите уровни организации движений и действий.
9. За что отвечают задние третичные зоны коры больших полушарий в организации движений?
10. Является ли моторная кора единственным источником произвольного движения и активного
действия?
3.8. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга
Нейропсихология мышления относится к числу мало разработанных разделов нейропсихологии.
Следует отметить, что современная психология рассматривает мышление как активную психическую
деятельность, направленную на решение определенной задачи. Как известно, мыслительная
деятельность проходит стадию предварительной ориентировки в условиях задачи, стадию
формирования программы и выбора средств решения задачи, стадию непосредственного осуществления
мыслительных операций, стадию контроля за промежуточными и конечными результатами, стадию
сличения конечного результата с условиями задачи и ожидаемым результатом.
А. Р. Лурия, описывая нейропсихологические синдромы поражения различных отделов левого
полушария мозга (у правшей), выделяет несколько типов нарушения интеллектуальных процессов при
поражении височных, теменно-затылочных, премоторных и префронтальных отделов мозга /22, 41/.
При поражении левой височной области нарушается звуковая структура речи, в то время как ее
семантическая сторона остается сохранной. Поэтому у больных страдает способность выполнять
последовательные вербальные операции, для осуществления которых необходима опора на речевые
связи или их следы. Но, как указывает Е. Д. Хомская, у них сохраняется непосредственное понимание
наглядно-образных и логических отношений. Они могут правильно оперировать пространственными
отношениями элементов, выполнять арифметические операции (в письменном виде), решать задачи на
поиск последовательности наглядно развертывающегося сюжета (серии сюжетных картин) /41/.
При поражении теменно-затылочных отделов мозга страдает комплексный синтез элементов в
группы. В данном случае дефект интеллектуальной деятельности связан с нарушением наглядно-
образного мышления, требующего выполнения операций на пространственный анализ и синтез. У
больных сохранно намерение выполнить ту или иную задачу, они могут составить план действий, но не
могут выделить наглядные признаки и их пространственные отношения, например, в задачах на
«конструктивный интеллект» (например, кубики Кооса). В этих задачах элементы, на которые
распадается модель, не соответствуют тем элементам, из которых может быть составлена конструкция.
Кроме того, у больных нарушено выполнение арифметических действий из-за первичной акалькулии.
Поражение премоторных отделов левого полушария головного мозга приводит к изменению
динамики мыслительного процесса. В основе лежит дефект внутренней речи: нарушен процесс
Hosted by uCoz